Прежде
первое полугодие отличались стабильностью при росте тарифов на грузоперевозки,
но в этом году издержки резко выросли, сообщили участники рынка. Сложился
дефицит водителей, ушедших на высокие зарплаты в новые регионы.
За первое полугодие спрос на автомобильные
грузоперевозки по России увеличился на 61%, только в мае и июне — вдвое в
годовом выражении; стоимость самых популярных направлений в среднем поднялась
на 38% за год и на 10% за последний квартал. Об этом пишет «Коммерсантъ» со
ссылкой на расчеты биржи ATI.SU.
Увеличение спроса объясняется ускорением
процессов импортозамещения и перестройки производственных цепочек, полагает
основатель ATI.SU Святослав Вильде. По данным компании, в международных
грузоперевозках спрос вырос только на 30%, в экспортных направлениях не
превысив 3%.
Число заявок из стран Европы резко упало, но
выросло из Беларуси (до 80%), Китая (на 85%) и Монголии (на 139%). Экспортные
перевозки сократились на всех европейских направлениях, наибольший рост
показали Турция, Узбекистан, Казахстан и Китай. Как отметили в ATI.SU, ставки
на международные перевозки почти не увеличились.
Первые шесть месяцев года обычно отличались
«относительным спокойствием с точки зрения роста затрат на логистику», однако в
2023 году в этот период тарифы выросли более чем на 15%, рассказали в FM
Logistic. Там отметили, что спрос устойчив, а стоимость международных перевозок
резко упала, тарифы снизились почти наполовину.
По сведениям SOTA Logistic, внутрироссийские
перевозки подорожали на 15–20%, в числе причин этой динамики — нехватка
водителей категории Е (дефицит составляет 26% водителей) и техники, в особенности
универсальных четырехосных контейнерных площадок и тентованных полуприцепов на
110 кубометров. Нехватка сотрудников вызывает рост зарплат, сейчас непросто
найти водителей на дальние магистрали за 190–200 тыс. руб., и потому доля трат
на персонал в грузоперевозках достигает порядка 25–30%, сообщил коммерческий
директор компании Кирилл Латинский.
Кроме того, большое число транспорта перевели
на новые территории, так как зарплаты там выше, чем в остальной части страны,
продолжил Латинский. Он отметил, что из-за колебаний курса рубля и
геополитических рисков российские компании не могут накопить рублевую массу на
расчетных счетах, тратя ее на покупку оборудования, товаров и техники, что
вызывает количественный рост перевозок.