Ученый Московского
политехнического университета разработал отечественную систему управления
беспилотными грузовиками, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза. Эта система, в
частности, позволяет сэкономить от 10% до 25% затрат по эксплуатации грузового
транспорта, включая расходы на топливо.
«Речь идет о разработке роботизированной транспортной системы
для магистральных перевозок с использованием беспилотных грузовых автомобилей,
которая позволит снизить расход топлива, затраты на техническое обслуживание и,
что самое важное, решить вопрос простоя автотранспорта из-за нехватки квалифицированных
дальнобойщиков. … В настоящее время проводятся испытания
технического проекта роботизированных транспортных систем грузоперевозок на
беспилотном логистическом коридоре на трассе М-7 «Москва-Казань»», — говорится
в сообщении пресс-службы Московского политехнического университета.
Как объяснил разработчик Владислав Южаков,
созданный программно-алгоритмический комплекс представляет собой мультиагентную систему
управления, включающую диспетчерский пункт управления беспилотными грузовыми
автомобилями. Он уточнил, что в мире уже существуют ее аналоги,
однако в России такие разработки пока не вышли на какой-то близкий к финальному
этап реализации.
«В работе над этой системой мы изучили
много параметров и последствий, выяснили, что автономная система позволяет сэкономить от 10% до 25% издержек по
эксплуатации грузового транспорта, включая топливо. В
перспективе 5-7 лет система перейдет на
управление полностью беспилотным транспортом. Сначала водитель будет выполнять
роль сопровождающего одного автомобиля, потом такой водитель будет во главе
колонны на несколько грузовых автомобилей — и, наконец, полностью автономные
грузоперевозки без присутствия человека», — рассказал Владислав
Южаков.
Он подчеркнул, что система позволяет на всем этапе
пути сохранять оптимальный режим движения автомобиля, за счет
чего достигается в том числе экономия топлива. Экономия также обеспечивается за
счет контроля передвижения, при котором поддерживается наиболее эффективный ритм работы
двигателя — без перегазовок и излишнего торможения.
«Средний рабочий день водителя длится
восемь часов, два из которых он может работать полноценно, затем накапливается
психоэмоциональная усталость, которая приводит к игнорированию скоростного
режима, погодных условий и, как результат, к ошибкам. В ходе экспериментов мы
подсчитали, что, начиная с третьего часа работы, водитель допускает 10-15 критических
ошибок, мелких — гораздо больше. Автономное управление оперативно реагирует на изменения внешней среды,
учитывает условия движения, качество дорожного полотна и многие другие факторы,
которые человек за рулем может пропустить», — добавил Владислав Южаков.