В России насчитывается 1,33 млн грузовых автомобилей, произведенных
еще в СССР. Это составляет 35 проц. от всего грузового парка России. Таким
образом, примерно каждый третий большегруз в стране используется уже больше 27 лет.
Среди самых старых, советских грузовиков больше всего по российским дорогам ездит техника ГАЗ – порядка 30 проц. (400 тыс. единиц). На втором месте – продукция Камского автозавода. В России зарегистрировано 354 тыс. Камазов, выпущенных в Татарской Автономной ССР (354 тыс. единиц). В тройке лидеров находятся грузовики Завода имени Лихачева – ЗИЛ-ы. Их на данный момент насчитывается около 300 тыс.
Кроме того, в парке грузовиков российских марок, но рожденных в СССР, присутствует продукция:
– САЗ (Саранский завод автосамосвалов, 107 тыс. единиц)
– и УРАЛ (54 тыс. единиц).
Среди производителей бывших союзных республик, стоит отметить белорусские МАЗ (72 тыс. шт.) и БЕЛАЗ (1 тыс. шт.), украинский КРАЗ (34 тыс. шт.) и грузинский КАЗ (Кутаисский автозавод или «Колхида», более 9 тыс. шт.).
Кроме того, в России числится 100 300 единиц легких коммерческих автомобилей, произведенных в СССР. Это составляет примерно 2,5 проц. от всего парка LCV. Свыше половины такой легкой коммерческой техники приходится на марку УАЗ. Суммарно в РФ насчитывается около 55 000 «буханок», выпущенных в СССР. Второе место занимает ИЖ: на начало 2019 года было зарегистрировано 35 500 этих легких коммерческих машин, которые также называют «каблук» или «пирожок».
Напомним, по данным «Автостата» на 1 января 2019 года, из 4,1 млн легких коммерческих машин лишь 3,1 проц. парка соответствует нормам EURO-5 и выше. В то время как 42,9 проц. не удовлетворяет нормам токсичности даже EURO-2.
В 2015 году средний возраст грузовика в Российской Федерации составил 18,9 года, в 2016 году – 19,3, а в 2017 году – почти 20 лет.
Грузовой автопарк в Евросоюзе
Для сравнения, средний возраст большегруза, передвигающегося по дорогам ЕС, составляет 11 лет. Самый продвинутый автопарк в Германии – автомобили до 5 лет составляют там 83 проц. автопарка. В Люксембурге – 77 проц., во Франции и Швеции – 71 проц., в Великобритании и Дании – 70 проц., в Австрии – 67 проц.
Среди европейских стран самой старой техникой пользуются в Греции
– 50 проц. автопарка страны старше 10 лет. Новые грузовики составляют всего 10
проц. Не высоко в списке находится также Болгария, где где грузовые старше 10
лет составляют 1/3 парка страны, Португалия и Кипр (29 проц.) и Польша (26
проц.).