16 июня завершилось публичное обсуждение проекта приказа, в соответствии с которым министерство индустрии и инфраструктурного развития Казахстана (МИИР) планирует разрешить перецепку до конца 2022 года. Казахстанские перевозчики выступают против принятия этого приказа, поскольку он поспособствует не только вытеснению их с рынка международных перевозок, но и подвергнет риску введения вторичных санкций Евросоюза против отечественного сектора международных автомобильных перевозок.
„Решение
МИИР выглядит как акт поддержки ответных санкций,
введенных Беларусью по отношению к европейским перевозчикам”, –
прокомментировал для портала kapital.kz Шынгыс Темир, заместитель председателя
правления Союза независимого бизнеса Казахстана.
По его мнению, эта мера
приведет к тому, что иностранные перевозчики, используя выгодное географическое
положение Казахстана, будут возить грузы из третьих государств через Казахстан
с „перецепкой”
в обход не только казахстанской разрешительной системы, но и санкций Евросоюза,
параллельно снижая конкурентоспособность отечественных перевозчиков и сокращая
объем поступающих в бюджет Казахстана платежей.
Против отмены запрета на
„перецепку” выступила Палата предпринимателей Казахстана „Атамекен”. В
Казахстане на рынке международных перевозок грузов работают 7,6 тыс. седельных
тягачей. Это меньше, чем в России (34 тыс.) и Беларуси (15 тыс.). Из-за
отставания в размерах автопарка Казахстан проигрывает борьбу соседям.
По оценке Палаты
предпринимателей, снятие запрета на перецепку может обернуться дополнительной
потерей рынка для отечественных перевозчиков до 10 проц. Для сравнения: сейчас
их доля на рынке международных перевозок составляет 31 проц. против 52 проц. в
2017 году.
В НПП также считают, что
отмена ограничений – это шаг к доминированию на рынке перевозок компаний
соседей ввиду большего количества подвижного состава. Предлагаемое МИИР решение
может привести к росту социальной напряженности, а также к введению вторичных
санкций европейских стран в отношении транспортных компаний Казахстана.