Уставный капитал российского автоконцерна полностью «импортозаместили». Автомобилестроительный концерн Daimler Truck (входит в Mercedes-Benz Group, бывшая Daimler AG) в 2024 году продал 15% акций крупнейшему российскому производителю грузовиков «КамАЗ». Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал гендиректор «КамАЗа» Сергей Когогин.
Daimler стал последним
из крупнейших западных автоконцернов, которые с весны 2022 года полностью вышли
из российских активов. Германский концерн стал акционером «КамАЗа» в 2008 года,
приобретя 10% производителя грузовиков у инвесткомпании «Тройка диалог» Рубена
Варданяна за $250 млн. Сама «Тройка» была продана Сбербанку в 2012 году. В 2010
году Daimler и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) купили еще 5%
«КамАЗа»: 1% достался немецкому автоконцерну, 4% – ЕБРР. Позднее Daimler
выкупил у банка принадлежащие тому акции. Основными акционерами «КамАЗа»
остаются ГК «Ростех» (47,1%) и компания «Автоинвест» (23,5%). Последняя
принадлежит Варданяну (владеет 20% через доверительного управляющего), Когогину
(30%) и бизнесмену Николаю Тимохину (50%).
Технологии Mercedes
сыграли существенную роль в модернизации модельного ряда «КамАЗа». Так, в октябре
2013 года началось серийное производство седельных тягачей поколения K4 (КамАЗ
5490). Для них используется выпускаемая по лицензии в России кабина грузовика
Mercedes Axor образца 2001 года, а также дизельный двигатель Mercedes OM 457LA.
В последующие годы КамАЗ активно развивал эту модельную линейку, были выпущены
самосвал и шасси в различных модификациях.
В 2023 г. в том числе за счет выпуска
грузовиков поколения К4 из оставшихся запасов комплектующих КамАЗ, по словам
Когогина, смог удвоить чистую прибыль. Всего было выпущено более 20 000
грузовиков К4. В мае 2019 года Daimler и КамАЗ открыли завод каркасов кабин для
тягачей одноименных марок. Он расположился на производственной площадке
«Камаза» в Набережных Челнах. Управляющим проекта стало паритетное совместное
предприятие «Даймлер Камаз рус» («ДК рус»). Завод мощностью 55 000 кабин стоил
₽14 млрд. Предприятие выпускало кабины для грузовиков КамАЗ последнего
поколения К5 – донором для них выступил агрегат от Mercedes Actros образца 2012
года, – а также кабины для грузовиков Mercedes, которые выпускались в
Набережных Челнах. Кроме этого «ДК рус» была генеральным импортером грузовой и
специальной техники Mercedes-Benz и среднетоннажных фургонов Fuso.
В 2022 года после ухода
Mercedes из России у КамАЗа возникли сложности с компонентной базой для техники
поколений К4 и К5. В ноябре 2022 года Когогин пообещал локализовать
производство кабины для грузовиков К5 к марту 2023 года.
В январе 2023 года КамАЗ
консолидировал 100% «ДК рус» и переименовал его в «Тракс восток рус». За
полгода до этого эта компания стала дистрибутором линейки среднетоннажных
фургонов «Компас», которые КамАЗ выпускает в партнерстве с китайской JAC.
Напомним, в сентябре 2023 года АвтоВАЗ, «Соллерс» и «Москвич» попали в
санкционный список Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США.