Долгое время в нашей стране профессия водителя грузовика была под
запретом для женщин. Объясняли это вредом для их здоровья. Запрет был
зафиксирован в постановлении Совмина «О Списке тяжелых работ
и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, на которых
запрещается применение труда женщин», датируемом 2000 годом. Некоторые женщины
все равно работали дальнобойщицами, для этого им приходилось
устраиваться в международные компании. Теперь ситуация может поменяться.
По данным, в 2021 году женщинам в России
разрешили работать на машинах грузоподъемностью свыше 2,5 тонны,
но не более пяти. В Беларуси последний раз изменения
в «Список тяжелых работ» вносили в 2014 году. Среди прочих там значится пункт
«междугородные пассажирские перевозки на автобусах с количеством мест
свыше 14 и грузовых автомобилях грузоподъемностью свыше 5 тонн
(самосвалах 2,5 тонны)».
«Этот список существует
не для того, чтобы каким-то образом ущемить права женщин, — приводит объяснение
начальника управления охраны и госэкспертизы условий труда Минтруда Ивана
Карчевского информагентство „Минск-Новости“. — Наоборот, ставится задача защитить их здоровье,
в первую очередь репродуктивное. Для женщин установлены более щадящие
нормы нагрузок. По мере развития технологий ситуация с условиями труда
меняется, по ряду профессий они значительно улучшаются. Также уйдет
из списка запрет работать водителем на междугородных пассажирских
автобусах, машинистом поезда метро, трактористом-машинистом (работы
по опрыскиванию полей химикатами)».
Потому планируют снять ограничение
на работу женщин дальнобойщиками — на грузовых автомобилях
грузоподъемностью свыше 5 тонн. В Минтруда утверждают: оно было
вызвано в первую очередь повышенным шумом и вибрацией в кабине
водителя, но в современных тягачах этих проблем уже нет.
Помощь женщин в грузоперевозках может
пригодиться и в условиях дефицита дальнобойщиков. Правда, если
в феврале ситуация на внутреннем (белорусском) рынке труда была
напряженной из-за нехватки водителей, то сейчас, после введения запрета
на выезд из страны в ЕС, он вполне насыщен. Другой вопрос,
что не все мужчины готовы в сложившихся условиях продолжать работать
за такие деньги.