IRU,
Всемирная организация работодателей автомобильного транспорта, представляющая
более 3,5 миллиона автотранспортных операторов, и ITF, Международная федерация
транспортников, представляющая 18,5 миллиона работников транспорта, запустили
план из трех пунктов, чтобы помочь устранить нехватку водителей.
«Недостаток
водителей быстро выходит из-под контроля, – считает Умберто де
Претто, Генеральный секретарь IRU, – и один из способов решить
проблему – сбалансирование глобального предложения и спроса на рабочую силу
посредством простых мер по облегчению легальной иммиграции и прекращению эксплуатации
водителей-нерезидентов».
План определяет действия для ООН, национальных
правительств и промышленности:
1) ООН
и международные организации должны разработать глобальную структуру с четкими
указаниями по защите водителей-нерезидентов; улучшить условия работы водителя и
повысить социальную сплоченность в профессии. Кроме того – гармонизировать
стандарты квалификации и их трансграничное признание.
2) Национальные
правительства должны облегчить легальную иммиграцию для нынешних и
потенциальных водителей, ввести процедуры трудовой иммиграции для защиты
водителей-нерезидентов, уменьшить бюрократию в этой области. Также они должны
содействовать признанию квалификаций третьих стран посредством двусторонних
соглашений, инвестировать в законы и нормативные акты по автомобильному
транспорту и усиливать контроль за их выполнением; субсидировать национальные
программы обучения и интеграции.
3) Автомобильные
транспортные операторы, в свою очередь, должны разработать оперативные
программы интеграции для водителей-нерезидентов, чтобы они получили те же
условия работы, что и их национальная рабочая сила. Необходимо также
поддерживать обучение, управление навыками и процессы сертификации.
Внедрение
данного плана не должно отменять существующие национальные инициативы или
вредить стандартам безопасности или условиям труда. Цель его – сбалансировать национальный фонд рабочей силы
– между теми, кто имеет избыток, и теми, кто имеет дефицит водителей.
«Автомобильный транспорт сможет привлечь и удержать
водителей, только если будет построен на сотрудничестве между всеми
заинтересованными сторонами и правообладателями для обеспечения достойного
труда, основных трудовых прав и настоящей социальной защиты, – считает Стивен
Коттон, Генеральный секретарь ITF, – Правительства, транспортные работодатели и
многонациональные заказчики транспорта должны сотрудничать с профсоюзами, чтобы
покончить с нехваткой водителей».
Актуальность
плана очевидна – в 2022 году около 11 проц. вакансий водителей были не заполнены. А поскольку во
многих странах до одной трети водителей выходят на пенсию в течение следующих
трех лет, к 2026 году незаполненные вакансии водителей могут увеличиться более
чем вдвое.