0
03:39

"У меня свои способы держать руль и переключать передачи". Часть первая

- У людей с руками есть от кого перенять приемы, как что-то делать. Я должен всегда придумывать свои собственные способы. Это моя единственная проблема, – говорит Цезарий Копицко, 26 лет.

Цезарий родился без рук. Это не помешало ему, однако, стать водителем грузовика. Ездит без протезов и самостоятельно управляет фурой на дороге. Еще когда был маленьким мальчиком, сделал себе держатели, которые сейчас использует в работе. Было ли тяжело? – Я не смогу объективно ответить. У меня нет рук от рождения, поэтому для меня освоение нового дела – это естественная ситуация, – говорит он.

Он понимает, что его инвалидность вызывает любопытство и некоторую долю недоверия у людей. По привычке, наверное.

– Встречают меня обычно, мягко говоря, с удивлением, но всегда дают шанс показать себя. Менеджер думал: "Ладно, раз уж пришел, то тогда посмотрим, как он справляется". Как только убедились в том, что я могу водить, и при этом не хуже других  взяли на работу,  рассказывает Цезарий.

Сам признается, что сейчас работать легче, потому что люди его уже узнают. Прежде ему пришлось пройти ряд формальностей, тестов и убедить людей, у которых в голове не укладывалось, что без рук можно ездить хорошо.

Как ни парадоксально, у Цезария больше всего проблем вызвало само зачисление на курс в автошколу. Сначала врач отказался выдавать необходимое согласие, а его физическую форму пришлось оценивать специальной комиссии. Дорога была длинная, но в конце концов ему удалось.

-  Через некоторое время инструкторы признались, что сначала боялись со мной ездить. Они не были уверены. В конечном итоге сказали: „Ладно, пусть попробует покататься на площадке вперед и назад”. Потом мы шли дальше и дальше, пока, наконец, они не увидели, что я вполне справляюсь, "свыклись" с этой ситуацией и знали, что я спокойно могут сесть со мной в машину, – говорит он.

26-летний Цезарий уже имеет опыт работы в Англии. Там его никто не знал, поэтому ему опять пришлось тягаться с человеческим недоверием. – Работодатель осмотрел меня сверху вниз и был в шоке, когда я сказал, что хочу водить,  рассказывает он. – Потом у него просто пропал дар речи, когда  увидел человека без рук, плавно управляющего транспортным средством. Он дал мне шанс и я получил работу,  добавляет он.

Новый год в Москве, поездки в Париж

О всех своих приключениях Цезарий говорит без пафоса. Он не видит ничего удивительного в своих способностях.  – Главное  не бояться поражений. Не справиться  это не стыдно. Всегда стоит попытаться.  Лучше сделать что-то неправильно, чем не сделать вовсе. Так отношусь к жизни: максимум, что мне скажут  "нет", – объясняет.

На вопрос, трудна ли сама работа, отвечает со смехом "нет". А потом уточняет:  Все зависит от установки. Я знал, что хочу путешествовать. Вот почему я стал водителем, а не электриком. Но нужно психологически настроиться, что времени на семейную жизнь будет мало или вообще не будет,  говорит он. Времени на общение с близкими совсем мало, но мужчина этого вполне ожидал. Поэтому сконцентрирован на работе. На личную жизнь время придет.

В первую поездку на грузовике поехал в Cанкт-Петербург. Это был его первый длительный выезд в целом. – Настоящее приключение. Регистрации, процедуры: все было в новинку. В начале я спрашивал других, как справиться в той или иной ситуации, но все по-доброму и с уважением ко мне относились, ну и, конечно, были удивлены, что я езжу. Они сказали, что знают людей, у которых меньше проблем, но те почему-то не могут перестать жаловаться,  рассказывает он.

Также таможенники протирали глаза от изумления первое время. Теперь они его знают. Никогда, однако, не создавали каких-либо проблем.  Они периодически спрашивают, как у меня дела. Лично я встречаюсь в основном с добром. Не помню негативных реакций, – говорит он.


Цезарий преследует принцип: "Если я не могу на это повлиять, то я не переживаю. Это касается как проведения праздников за рулем, так и очередей на границе. Когда-то я стоял на границе 2-3 дня, потому что были какие-то проблемы с документацией. Так вот, бумаги проходят через много рук, одна компания что-то не добавит, другая забудет, и тогда нам приходится ждать отправления. Хотя все высылают по электронной почте, но все равно необходима бумажная версия на всех возможных языках", – шутит 26-летний.

У Цезария уже позади Рождество и Новый Год, проведенные в дороге. – Праздники я провел в России. Там отмечают Рождество позже, поэтому даже не почувствовал, что что-то пропустил. Думаю, если бы я тогда работал в Польше или где-то на Западе, то по ночам на стоянке было бы тяжело, – говорит он. В другой раз я попал на новогоднюю вечеринку в Москве и увидел отличное шоу фейерверков. Такое не забывается, – добавляет Цезарий с улыбкой.

Авто

читать больше