В Европе наблюдается рекордные изменения цен на
автомобильные грузоперевозки. Причины тому - инфляция, ослабление спроса,
социальная нестабильность и война в Украине. Об этом Логист.Today узнал
из сообщения, опубликованного пресс-службой Международного союза автомобильного
транспорта (IRU).
Европейский
контрольный показатель ставок автомобильных перевозок подготовили аналитики
компаний Transport Intelligence, Upply и IRU. Отчет предоставлен за второй
квартал 2022 года.
Среди
основных причин, повлиявших на уровень цен, война в Украине. После вторжения в
Украину в марте цена на дизельное топливо в ЕС до вычета налогов подскочила на
69% по сравнению с январским уровнем.
Кроме того,
на рынке многочисленные индикаторы указывают на ослабление спроса на
европейские автомобильные грузоперевозки, при этом снижается активность во всех
основных странах, а темпы инфляции сказываются на доверии потребителей и
бизнеса.
Еще одна
причина - инфляция, которая растет во всех европейских странах и достигла
рекордного уровня в 8,6% в еврозоне в июне.
Согласно
последним данным, в Испании наблюдается самый высокий рост с ростом цен на
+10,2%, что выше, чем в других крупных европейских экономиках Германии (7,9%),
Франции (5,8%), Италии (8%) и Великобритании (9,1%).
Эксперты
говорят и о нехватки водителей которая затрагивает весь европейский континент.
Германия находится в особенно критической ситуации, где, по оценкам, не хватает
от 50 тыс. до 80 тыс. водителей грузовиков. Рабочие-мигранты составляют 24%
немецких водителей, а потеря граждан Украины, возвращающихся защищать свою
страну, еще больше ограничила количество водителей в Германии.
Во Франции и
Испании наблюдается очень значительный рост спотовых ставок. В частности, рост
составил 21,2% кв/кв на направлении Париж-Мадрид. Это почти в два раза
превышает средний рост спотовых ставок в Европе, а также является вторым по
величине ростом среди всех европейских спотовых ставок.
В Германии и
Польше все тарифы, за исключением спотовых тарифов из Дуйсбурга в Варшаву,
достигли новых исторических максимумов на этом маршруте после того, как с
начала пандемии наблюдалась тенденция к росту. В отличие от взаимосвязи,
наблюдаемой на большинстве европейских маршрутов, спотовые ставки на этом
маршруте росли медленнее, чем контрактные ставки. На спрос, в частности,
повлияло ослабление промышленности в названных странах. Нестабильность,
созданная конфликтом на Украине, особенно заметна в этой части Европы и также
влияет на развитие промышленных перспектив.
Во Франции и
Великобритании после Брексита транспортные операции между странами стали более
дорогими и продолжительными. Исследователи Лондонской школы экономики (LSE)
обнаружили, что хотя экспорт в значительной степени восстановился, британский
импорт из ЕС сократился на 25% по сравнению с другими направлениями. Кроме
того, ассортимент продаваемых товаров сократился на 30%. Больше всего от роста
административных расходов пострадали товары с низкой стоимостью.
Логист.Today напоминает,
что уже несколько лет продолжается миграция литовских перевозчиков за пределы
страны, особенно это было заметно в период пандемии. Самой популярной страной
является Польша, но бизнес также выбирает Голландию, Бельгию и Германию, где
налоговая среда более благоприятна.