0
09:00

«Цена одной шины — 950 рублей!» Считаем, сколько стоит «переобуть» грузовик

В отличие от легковых колес, грузовые шины испытывают более серьезные нагрузки и могут работать в условиях откровенного бездорожья. Грузовики и автобусы преодолевают солидные расстояния каждый день, а их среднегодовой пробег исчисляется шестизначными цифрами. Следовательно, и резина большегрузных автомобилей должна быть высокоэффективная с учетом всех нюансов эксплуатации. 

Как правильно выбрать грузовые шины, как сэкономить деньги при покупке премиум-марок и чем рискуют перевозчики в погоне за дешевизной? Об этом и не только мы решили узнать у коммерческого директора сети шинных центров «Колесоплюс», официального импортера легковых и грузовых шин Дмитрия Циули.

— Дмитрий, давайте для начала определимся, какие основные типы грузовых шин существуют и на которые из них следует ориентироваться как ИП, так и компаниям, имеющим крупный автопарк в сфере грузоперевозок?

— Широкое многообразие коммерческого грузового транспорта и различные условия его эксплуатации требуют шин, способных обеспечить эффективные характеристики и высокий уровень безопасности. По типу транспорта все достаточно просто. Это может быть прицеп, автобус, тягач, спецтехника или что-то другое.

В зависимости от расположения на оси выделяют рулевые, ведущие и прицепные шины. Грузовые шины для рулевой оси обеспечивают оперативные реакции на движение руля, а резина на управляемых колесах имеет продольный рисунок и достаточно много поперечных ламелей, позволяющих цепляться за дорогу в поворотах. Колеса ведущей оси приводят в движение весь автопоезд, поэтому протектор резины в этом случае шашкообразный, ведь необходимо обеспечить максимально надежный зацеп с дорожным полотном независимо от качества его покрытия. Чем сложнее условия эксплуатации автомобиля, тем глубже канавки.

Задача прицепных колес — держать нагрузку и хорошо катиться, иметь минимальное сопротивление качению. Универсальные модели для грузовиков используются как на ведущей, так и на рулевой осях: новые покрышки устанавливаются на переднюю ось, а по мере их износа переходят на заднюю. В зависимости от производителя маркировка шин может быть разной: например, рулевые колеса могут иметь символ F, колеса ведущей оси — D, для прицепов — T, остальные — Z.


Зачастую рулевые и прицепные шины в одном и том же типоразмере внешне могут быть очень похожи. Различить их можно по маркировкам, индексу нагрузки и конструкции. На некоторых шинах даже есть обозначение FRT (Free Rolling Tire), которое запрещает устанавливать их на рулевую ось по причине того, что сцепных свойств резины недостаточно для безопасного передвижения.

— А какие типы шин бывают в зависимости от условий эксплуатации?

— Зимние шины на большинство грузовиков и автобусов не устанавливают, поэтому тип рисунка протектора в большей степени зависит от дорожных условий. По типу применяемости шины принято классифицировать на региональные, магистральные, городские, строительные и внедорожные. На региональных шинах автотранспорт обычно передвигается по дорогам, но может проехать и по разбитому асфальту, и по грунтовке. Городские перевозки по условиям эксплуатации близки к региональным, но имеют свои нюансы: частые остановки и ускорения приводят к нагреву и стиранию резины.

Магистральные шины рассчитаны для поездок по идеальным дорогам на высокой скорости и с редкими остановками. Они отличаются минимальным сопротивлением качению и способствуют экономии топлива. Строительные шины используются также на дорогах без асфальтового покрытия, поэтому их главное свойство — устойчивость к повреждениям. Внедорожные шины обладают развитыми грунтозацепами, благодаря чему на них можно уверенно передвигаться по грязи, снегу, глубокому песку. Два основных критерия данного типа — хорошее сцепление с дорогой и сопротивление повреждениям. Выделяют еще зимние шины как отдельный класс, рассчитанный для поездок на дальние расстояния. Такая резина отличается устойчивостью на мокром покрытии, сцеплением на заснеженных и обледенелых дорогах, а в летнее время года быстро изнашивается и потребляет много топлива.

Маркировка у шин по типу применяемости тоже может быть разной в зависимости от производителя. Некоторые из них имеют собственную систему обозначения для удобства их выбора при покупке, как, например, у Michelin: индексом X Line обозначается область применения шин на идеальных дорогах и автобанах, X Multi — в региональных перевозках, X Incity пригодны для городских и пригородных автобусов, X Works — для строительных площадок, X Force — для бездорожья.


— Смоделируем ситуацию. К вам поступают заказы от ИП, который располагает только одним грузовиком для передвижений по городу, бизнесмена с небольшим автопарком до 10 грузовиков и владельца крупной компании, специализирующейся на международных перевозках. Как правильно подобрать им шины? Что посоветуете как эксперт?

— Самый первый вопрос, который следует выяснить: где будут ездить машины? Для передвижений в городе подойдут одни шины, в международный рейсах — другие, на стройплощадках — третьи и так далее. Во-вторых, нужно понимать, как долго будут эксплуатироваться шины и чего от них ожидают: максимальной экономии топлива, больших пробегов или хорошей проходимости во внедорожных условиях. Это тоже важные моменты.

Магистральный тип колес максимально приближен к сликам (гладким автомобильным шинам), канавки неглубокие и узкие. Повторюсь, особое внимание в таких шинах уделяется уменьшению сопротивления качению, экономии топлива и устойчивости на высоких скоростях. Внедорожные шины, напротив, обладают развитыми грунтозацепами, чтобы эффективно отталкиваться от земли и двигаться по грязи или снегу.

Поскольку на региональных шинах автопоезда ездят и по качественным трассам, и по разбитому асфальту, то их протектор имеет крупные шашки, а также больше продольных канавок для лучшего отвода воды и поперечных — для уверенного старта на заснеженных покрытиях. Шины для самосвалов, бетономешалок, кранов оснащают резиной с развитым протектором с большим количеством поперечных и продольных канавок. Понятное дело, правильно подобранные шины с точки зрения условий эксплуатации способны прослужить в несколько раз дольше, даже сократить расход топлива.

— Возвращаясь к трем собирательным образам клиентов, указанным в предыдущем вопросе, хочется спросить: есть ли у перевозчиков определенная ориентированность на цену при выборе шин?

— Теоретически можно предположить, что владелец крупного автопарка должен выбирать шины премиум-класса, среднего — эконом-класса, а частник — бюджетный сегмент. Но на практике это совсем не так. Есть как «ипэшники» с одним грузовиком, приобретающие шины премиум-класса, так и большие автопарки, которые предпочитают покупать исключительно бюджетные марки.


Не секрет, что премиальная шина (Goodyear, Continental, Michelin, Bridgestone) в бо́льшей степени обеспечивает максимальный пробег, позволяет экономить топливо и отличается бо́льшим запасом потребительских свойств. Бюджетный сегмент представлен такими брендами, как Tigar, KAМА, Cordiant, Triangle, Sailun. Не сказать, что это плохой продукт, но у него честное соотношение цены и заявленного качества. При этом дешевые марки шин уступают премиальным брендам по качеству каркаса, ходимости и зачастую отличаются коротким ресурсом эксплуатации.

Покупая премиальные шины для крупного автопарка, перевозчик, с одной стороны, может рассчитывать на более высокие показатели износостойкости и срока службы, с другой же — инвестирует в них солидную сумму денег, которую будет возвращать обратно достаточно долго. Безусловно, если он планирует поездить год-полтора и продать грузовик, то ему нерационально покупать дорогие покрышки.

— Есть ли смысл переплачивать за премиальные марки шин? Какая будет выгода для перевозчика, ели он «обует» свой автопарк в Goodyear или Michelin?

— Чтобы рассчитать экономию, применяется формула СКП (стоимость километра пробега): стоимость шины/пробег. Давайте на конкретных примерах посмотрим, какой она будет. Возьмем грузовую шину премиального бренда: она оценивается примерно в 950 рублей, а ее усредненная ходимость — 380-420 тыс. км. В случае с бюджетной покрышкой цена будет 620 руб., а средний пробег — 250-280 тысяч. Итак, применяем формулу и получаем следующие цифры. СКП (премиум): 950/400 000 = 0,0023 руб./км, а СКП (бюдж.): 620/250 000 = 0,0025 руб./км.


Казалось бы, разница несущественная. Но если рассчитать СКП с учетом стоимости каркаса и премиального восстановления производителем, картинка будет немного другая. СКП (премиум – каркас): (950-80)/400 000 = 0,0022 руб./км, а СКП (премиум + прем. восстановление): (950 + 580)/(400 000 + 350 000) = 0,002 руб./км. Разница между СКП премиальной восстановленной шины и СКП бюджетной составляет 0,0005 руб./км (0,002-0,0025). Теперь давайте посмотрим, какую выгоду получит перевозчик на одном автомобиле в год: 0,0005 * 12 (количество колес в тягаче) * 130 000 км (средний годовой пробег) = 780 рублей. Если вычесть стоимость минимального сервиса (80 руб. в год), получится 700 руб. Можно сказать, покупая бюджетные шины, перевозчик выбрасывает каждый год одно колесо. То есть эти 700 рублей — это экономия на одном автопоезде. А если автопарк насчитывает свыше 100 автомобилей?

Кроме того, между бюджетной и премиальной шиной есть разница в расходе топлива — примерно 1-1,5 литра. Давайте тоже посчитаем: 130 000 (средний годовой пробег)/100 км * 1,5 литра = 1 950 литров. По текущему курсу (1,63 за 1 литр ДТ) выходит 3 178 рублей в год. Если суммировать обе суммы (700 руб. + 3 178 руб.) и округлить, то мы получим сумму в размере 3 800 руб./год. Несложно посчитать, что при усредненной стоимости премиальной шины (950 руб.) 4 покрышки обойдутся перевозчику бесплатно, а за два года эксплуатации — все 8.

Разница в расходе топлива между дешевой региональной шиной и магистральной премиум-класса нередко достигает 3,5-4 л. При таком раскладе общую выгоду можно смело умножать на 2,5 или даже 3. Когда в год набегает сумма в 10 тысяч рублей, то вся сцепка будет бесплатной. Если же умножить полученную сумму на количество транспорта, которое насчитывается в автопарке, можно очень удивиться. Тогда вообще теряется смысл покупки бюджетных шин. Но, к сожалению, об этом задумываются только те, кто считает.

Когда наши коллеги из Michelin показывают клиентам выгоду на цифрах, те сначала не верят, а после того как попробуют, видят, что сэкономленные деньги логичнее задействовать в бизнесе. Мы тоже приходим в некоторые компании и предлагаем протестировать определенные модели шин для того, чтобы фирмы на собственном примере ощутили топливную экономичность. Как ни странно, больше всего этому противятся водители грузовиков, так как они не смогут заработать на сэкономленном топливе, а для владельцев бизнеса это сегодня большая проблема. Получается конфликт интересов.


— Какими рисками для бизнеса могут обернуться неоправданная экономия, некачественные услуги или безответственный подход к эксплуатации шин?

— Рисков, на самом деле, множество. Самое страшное — из-за вышедшего из строя колеса можно попасть в ДТП с пострадавшими или погибшими. Как следствие, это потеря груза, задержка в пути и невыполнение договорных обязательств с бизнес-партнерами. То есть это репутационные риски. Из-за неоправданной экономии на шинах владелец бизнеса недополучает солидные суммы денег (особенно если автопарк насчитывает свыше 100 автомобилей), которыми можно платить ту же зарплату водителю целый год.

— Допустим, клиент посчитал все выгоды, оценил все риски и принял решение покупать премиальные шины. На что он может рассчитывать, приехав к официальному импортеру?

— Самое главное — мы обеспечиваем своих клиентов теми шинами, которые они хотят покупать, и в обозначенные сроки. Для постоянных перевозчиков у нас предусмотрены бонусы и скидки на покупку шин, шиномонтаж, сервис. Плюс ко всему наши специалисты дадут бесплатную консультацию о том, как продлить жизненный цикл и увеличить пробег шин. На станции клиенту могут посетовать переставить шины, отбалансировать их или сделать нарезку.

Как следствие, ходимость автопарков, которые обслуживаются у нас, отличается от пробегов автомобилей клиентов, которые просто купили шины и забыли про сервис, примерно в полтора раза. Если ухаживать за премиальной шиной, то она выезжает из 400 000 и почти приближается к 500 тыс. км. Ну а если вопрос покупки грузовых шин для вас актуален, здесь вы сможете подобрать и купить необходимые. Сомневаетесь, какие выбрать? Воспользуйтесь бесплатной профессиональной консультацией признанных экспертов Michelin и Goodyear.

**

Когда дело доходит до финансовых расчетов экономической выгоды, цифры получаются действительно внушительными — есть над чем задуматься. Помните, грамотный подбор и покупка новых шин у официального импортера позволят не только избежать ряда проблем и рисков, но также и существенно сэкономить.

Источник: https://av.by/

Авто

читать больше