Сегодня Турция стала одним
из основных торгово-экономических партнеров Беларуси: потоки грузов
из этой страны значительно увеличились. Например, за 11 месяцев
2023 года турецкий импорт в нашу страну вырос по сравнению с таким же
периодом прошлого года в 1,5 раза и превысил $1,5 млрд.
Но есть несколько моментов, которые осложняют логистику с этой
страной. О том, что мешает Беларуси еще больше торговать с Турцией,
рассуждает руководитель отдела продаж компании «Интер-фрейт» Дмитрий Самуськов.
Доставка из Турции возможна
двумя видами транспорта: фурами и контейнерами. Если смотреть
на перевозку автомобильным транспортом, то здесь основная
проблема – периодическое закрытие Военно-Грузинской дороги. Движение часто
прекращается на неделю-две, и даже на три. Это делает
непредсказуемым транзитный срок. Последний раз переход «Верхний Ларс» закрывали в середине
января.
Некоторую сумятицу в перевозки внесло изменение правил
пересечения российско-белорусской границы для иностранных водителей грузовиков,
когда разрешили проезд только через один пункт пропуска – «Езерище-Лобок».
Сейчас этот момент отладили,
но две недели грузовладельцы и транспортники не знали, как
работать, поэтому были задержки в доставке грузов.
НЮАНСЫ С КОНТЕЙНЕРАМИ
В контейнерных перевозках основная сложность в том, что
в Новороссийске – главном южном порту России – суда находятся
на рейде по 3–7 дней из-за того, что порт
не справляется с нагрузкой. К тому же сейчас такой сезон,
когда много штормовых предупреждений, осложняющих судоходство.
Другая сезонная сложность – подрядчики-автомобилисты, занятые
вывозом грузов из порта, все еще выходят из новогоднего режима
и не в полном объеме справляются с вывозом,
особенно в сторону Беларуси. Проблема должна разрешиться
в ближайшие пару недель.
ПЕРЕВОД ДЕНЕГ СТАЛ ПРОБЛЕМОЙ
А наибольшие трудности сейчас связаны с переводами денег
в Турцию. Турецкие банки-корреспонденты массово блокируют платежи, доходит
лишь их малое количество – в результате грузы не дают
вывозить. Последние полторы недели это стало главной проблемой
грузоотправителей.
Позиция турецких банков объясняется санкционным давлением, они
боятся попасть под вторичные санкции, поэтому усилили контроль. Какие платежи
зависают, обусловлено видом грузов. Например, платежи за продовольствие
проходят лучше, чем платежи за оборудование.
Если ситуация не разрешится, то придется искать новые
схемы работы.