В 2022
году автомобильные перевозки в Европейском Союзе остались на уровне 2021 года –
следует из данных Евростата Международные перевозки выросли, но другие важные
категории транспорта зафиксировали сильное падение.
В общеевропейском масштабе экономический спад не оказал
существенного влияния на транспортную отрасль. По данным Евростата, объем перевозок в
ЕС в 2022 году остался на том же уровне, что и в
предыдущем, составив 1,9 трлн тоннокилометров.
Этот результат был в
основном достигнут в первом квартале 2022 г., когда перевозки увеличились на
2,6 проц. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. В следующих
трех кварталах ощущался более низкий спрос. В годовом исчислении падение
составило 0,6 проц. во втором квартале, 0,5 проц. в третьем и 1,6 проц. в
четвертом.
Наиболее часто
перевозимой категорией товаров в ЕС были «продукты питания, напитки и табачные
изделия», которые составляли 16,6 проц. от общего объема перевозок (317 млрд
ткм). Вместе с сельскохозпродуктами на эти категории приходилось чуть более
четверти автомобильных грузоперевозок в ЕС.
Наибольший рост в
годовом исчислении зафиксирован в категориях «оборудование и материалы,
используемые при перевозке грузов», а также «письма и посылки». В свою очередь,
наибольшее снижение спроса на транспортные услуги наблюдалось в категории
мебели, химической продукции, а также древесины и изделий из дерева.
Падения также в транспорте
Что касается отдельных
сегментов автомобильных грузоперевозок, то внутренние перевозки и перевозки
«cross trade» по сравнению с 2021 годом по объему грузоперевозок сократились на
0,1 проц. Международные перевозки увеличились на 1 проц., составляя на конец
2022 года чуть более 25 проц. от общего объема автомобильных грузоперевозок.
Однако данные Евростата
свидетельствуют о значительном сокращении каботажных
перевозок. В 2022 году эта услуга зафиксировала снижение
на 8,9 проц. в ежегодном исчислении.
На столь сильное
падение, вероятно, повлияли положения Пакета мобильности, введенные в феврале
2022 года. Они ограничили количество разрешенных каботажных операций и ввели
обязанность возвращать транспортное средство и водителя на базу в стране
базирования чаще, чем это было раньше.