Дальнобойщик,
перекрывший улицу в центре Москвы рассказал о своей ситуации и о том, как
предприниматели и транспортные компании обманывают наёмных водителей.
24 января
водитель большегруза Виктор Синебрюхов перекрыл Бауманскую улицу. Свой поступок
он объяснил отчаянным положением: дома – семеро детей, которых нужно кормить, а
работодатель уже несколько месяцев удерживает часть зарплаты. Спонтанная акция
протеста получила широкий общественный резонанс. Дальнобойщика приняли в
Следственном комитете, а Роструд пообещал проверить работодателя и выяснить,
имеет ли место факт нарушений. Вскоре транспортная компания, в которой работал
Виктор, выплатила ему часть удержанных средств.
С тех пор
прошел месяц. Мы побеседовали с водителем, выслушали его историю и узнали, что
изменилось за это время.
Последняя
капля
— Почему я
перекрыл улицу и залез на кабину? Это вышло не спонтанно. У нас в Кузбассе
условия для многодетных семей невыносимые. Сколько не обращался к властям за
помощью, сколько не пытался поднять хозяйство – ничего не выходило. Когда
родители были живы, они помогали. А почему я вообще нуждался в помощи? Потому
что не мог копить: семья большая. Ребятишек надо одевать, собирать в школу, на
всё нужны деньги. Последней каплей, конечно, стал обман со стороны
работодателя.
Мне нравится
техника. Папа научил меня водить машину в детстве, я в 7 лет, наверное, уже
умел на Запорожце ездить. Права у меня с 1983 года – получил их как школу
закончил, а в армии получил категорию Е. Но дальнобойщиком я стал работать 2
года назад, когда с деньгами стало совсем плохо.
Сперва
работал у частника. Он обещал одно, а выходило другое – не додавал денег.
Каждый раз обещал отдать долг через несколько дней, кидал подачки по 5-7 тысяч…
В итоге я поехал с товаром до Москвы, бросил там машину и забрал себе деньги за
рейс. Он мне, правда, всё равно тысяч 50 остался должен. Пугал меня, говорил,
что хулиганы найдут – но я ни от кого не прятался. Причем он сам дальнобойщик –
у него две машины, на одной ездит, на вторую сажает водителя. Сам прекрасно
понимает, как это тяжело, тем более знает, что у меня семеро детей.
Тогда я пошел
работать в ростовскую транспортную компанию. В фирме всё официально – договор,
работа по трудовой книжке. Думал, что уж здесь-то не обманут. Мне обещали 60
тысяч в месяц. Но и здесь недоплачивали: стал замечать – раз маленько недодали,
потом еще раз. Постоянно что-то удерживали.
Ставка, в
принципе, была нормальной – 4,3 рубля за километр. Но каждый месяц я проезжал
по 15 тысяч километров, а мне платили то 50, то 55 тысяч рублей. Обещанных 60
тысяч я не видел никогда.
На все
вопросы отвечали: приедешь в офис – разберёмся, пересчитаем. Но каждый раз
выходило так, что мне нужно было ехать куда-то мимо Ростова. Я ездил по Сибири
и Уралу, на Москву и на Калугу, будто бы специально меня мимо офиса отправляли.
Пару раз попадал в Ростов, но в выходные дни, когда офис не работал.
Еще на меня
повесили 700 литров дизельного топлива. Машина была неисправна, жрала очень
много солярки. Я делал фото и видео, постоянно сообщал логисту, что расход
гораздо выше среднего, но из январской зарплаты деньги за топливо всё равно
высчитали. Потом, правда, обещали вернуть.
Последней
каплей стала зарплата за январь – за месяц мне насчитали 13 тысяч рублей. А
проехал я 13 750 километров! Об этом я узнал, находясь в сотне километров от
Москвы. Остановился на обочине и думаю: что делать? Бросить машину и поехать
домой? Нет, если её с товаром угонят, всё повесят на меня. А заработанные
деньги как-то надо получить. В 10 часов открылся МКАД, я заехал на него и
ничего не нарушая поехал в центр. Под знаки не ехал. Остановился у здания
Следственного комитета, перекрыл улицу, включил аварийку и забрался на кабину.
Из здания
комитета вышел дядька, спрашивает: чего тут встал? Отвечаю: сейчас разгружаться
буду. Он кивнул и ушел.
Почему
подъехал именно на Бауманскую? Да просто открыл интернет: по запросу
«Следственный комитет» выдача – несколько адресов. Выбрал первый, туда и
поехал.
Водители
машин, ехавших по улице, разозлились, хотели меня с машины скинуть. Говорят:
слезай, сейчас побьём тебя! Я спрашиваю: за что побьёте? За то, что у меня дети
голодные сидят, а я им деньги не могу отправить? Или за то, что на Алтае люди
на дорогах зимой замерзают? У нас там постоянно как пурга, так кто-то замерзает
на трассе. И помощи не дождёшься, я с этим сталкивался. Буквально год назад с
ребятишками ехали в деревню и машина сломалась, не мог доехать. Стоял в тайге,
позвонил в МЧС – они даже не приехали! Всем по барабану. Только через сутки
меня зацепил лесовоз, дотянул до города.
А на
Бауманскую полиция подъехала буквально через полчаса. Из следственного комитета
тоже вышли люди, сказали – отъезжай, сейчас разберёмся с твоими проблемами. Я
маленько сдал назад, освободил проезд и практически весь день провёл в
Следственном комитете. Оттуда поехал в полицию, где меня опрашивал сотрудник
инспекции по труду. Он сказал: мы думали, что ты в московской компании
работаешь, а раз она не московская, мы этим заниматься не будем.
В полиции мне
выписали штраф – сказали, что пригласят меня на суд, который должен был
состояться 29 числа. Но я же не мог ждать суда две недели, сидя в Москве – я,
конечно, уехал. Мне пока никто ничего не сообщал.
Вождение с
инструктором
Из Москвы я
поехал в Уфу, там меня поселили в гостинице. Из Ростова приехал сотрудник
службы безопасности транспортной компании. Он уговаривал меня уволиться:
предлагал деньги, около 80 тысяч рублей, чтобы я замолчал и больше ничего не
говорил. Дескать, давайте тихо-мирно с вами разойдёмся. Но я отвечал: вы мне
должны больше, я не буду увольняться, пока не получу своё. Доеду до Ростова –
тогда поговорим. Он порвал бумажку с предложением и говорит: будешь теперь за
полставки кататься с инструктором.
И ко мне
действительно прислали инструктора. Теперь я езжу с ним. Он вроде как
надсмотрщик, вроде как меня обучает. Сейчас приехали в Новороссийск: я живу в
машине, а он в гостинице.
Скоро
загружусь, заберу его из гостиницы и опять поедем на Москву. Наверное,
инструктор будет следить, чтобы я снова Бауманскую не перекрыл.
Руководство
транспортной компании предложило мне пройти проверку у психиатра. Дескать,
вдруг ты сумасшедший, иначе почему ты на фуру-то залез? Да потому что вы мне
деньги не платите! Но проверку прошел – в Уфе хороший медицинский центр. Меня
осмотрели врачи, сделали компьютерное обследование – всё хорошо.
Работать, тем
не менее, не дают. Недавно принесли на подпись бумажку, в которой написано, что
я якобы был замечен пьяным в гостинице. Я написал, что в гостинице жил 12 дней,
но пьяным не был ни разу. А если бы и был – вам какая разница? Всё равно без
работы сидел. Из-за такого отношения планирую сменить компанию.
Часть долга
мне выплатили сразу после перекрытия, но до конца так и не рассчитались.
Сегодня я продолжаю работать с инструктором. Я никак не могу попасть в офис,
чтобы переговорить с директором и обсудить все вопросы по зарплате.
Проблемы
наёмных водителей
С недоплатами
в этой компании сталкивались и другие водители. Мой коллега отработал три
месяца и уволился: с ним не рассчитались, и отпускные не дали. Эти деньги
остались в конторе. На другого коллегу повесили 500 литров солярки – и он
смирился с этим. Я спрашиваю: как ты мог смириться, ты что, дурак? Это же твои
деньги! И таких случаев куча, просто далеко не все водители говорят о них. Я об
этом и рассказал, когда был в Следственном комитете.
Почему такое
происходит? Потому что у нас, водителей, нет своего профсоюза, который мог бы
контролировать работодателей. Раньше был профсоюз, и положение водителей было
лучше. Конечно, тогда работодатели боялись еще и власть: коммунизм есть
коммунизм. Что играло большую роль? Не знаю, но факт, что тогда боялись, а
сейчас обманывают нас, не думают о последствиях, считают водителей за скотину.
Проезжать на неисправной машине две тысячи километров за два дня – это разве
нормально?
Я у себя
на фуре так и написал: многодетная семья – это оплот России. Но это сейчас не
ценят. Сегодня главное деньги.
Что мне не
нравится в работе дальнобойщика? Слишком многих мы обкармливаем. Логисты,
механики, другие сотрудники… раньше на большой автопарк хватало двух механиков,
а сейчас сидит толпа и ничего не делает. Приезжаешь из рейса, а тебя спрашивают
– ты сам в дороге починить не мог? Я-то могу, но ты тогда зачем нужен?
А что
нравится в этой работе? Управлять автомобилем. Я люблю технику, за рулём с
самого детства. А вообще я люблю землю, для меня земля это всё! Мне бы дали
трактор – я на нём бы пахал, сеял, косил! У меня семеро ребятишек, их надо
воспитывать, чтобы они папку видели не раз в полгода, а каждый день. Чтобы он
их наставлял, учил. Сыновья у меня уже умеют гвозди забивать, по хозяйству
помогают, но если я не буду дома, то хорошему они не научатся. Надо, чтобы дети
отца знали не только по Whatsapp.