В 4 квартале 2021 года европейские тарифы на
автомобильные перевозки выросли на 1,1 пункта и установили новый исторический
рекорд. Это было вызвано стечением многих обстоятельств: перегруженность
цепочек поставок, дефицит предложения, рост затрат и резкий скачок спроса в
связи с возобновлением экономической активности.
Согласно ежеквартальному исследованию
компаний Transport Intelligence (Ti), Upply и IRU, в 4 квартале 2021 года
тарифы на автомобильные грузоперевозки в Европе достигли исторического
максимума. Индекс так называемого Европейского индикатора тарифов на
автомобильные грузоперевозки (European Road Freight Rate Benchmark) составил 108,3,
что на 3,2 пункта выше, чем в 4 квартале 2020 года.
Сообщается, что индекс
тарифов растет 6 кварталов подряд и в ближайшей перспективе не показывает
признаков ослабления. Этому способствуют как факторы спроса, так и предложения,
утверждают авторы исследования. Что касается предложения, то в течение этого
периода резко выросли цены на дизельное топливо, на которое приходится одна
треть всех операционных транспортных расходов. Расходы на персонал также
выросли из-за дефицита профессиональных водителей. Новые данные IRU показывают,
что в 2021 году наиболее острая нехватка водителей наблюдалась в
Великобритании, Германии, Польше, Франции, Италии и Испании.
Что касается спроса, то благодаря быстрому восстановлению европейской
экономики после Covid-19 и усилиям производителей по восстановлению мощностей
совокупный европейский спрос резко возрос. В ноябре объем продаж на 7,2%
превысил уровень до пандемии. Эти факторы, многие из которых усилились в
течение года, способствовали росту совокупных ставок на автомобильные
грузоперевозки в регионе. Ожидается, что тарифы останутся высокими и в первом
квартале 2022 года.