Евразийская
экономическая комиссия будет собирать данные о средней таможенной стоимости
ввозимых товаров
Правительство России
инициирует усиление контроля над корректностью начисления и уплаты таможенных
платежей при импорте автомобилей и прочих товаров, ввозимых через страны ЕАЭС.
Это следует из проекта поручения премьер-министра РФ Михаила Мишустина, которое
он дал российским таможенным органам по итогам заседания Евразийского
межправительственного совета, пишет газета «Известия».
Государствам-участникам
ЕАЭС (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия) предлагается создать до 1
апреля 2024 года «единый процесс управления рисками и создание единых профилей
рисков для всех таможенных служб», а также предусмотреть возможность
«проведения таможенными органами государств-членов союза совместных мероприятий
по организации таможенного контроля» товаров, которые были оформлены в одном
государстве, а затем были ввезены в другое «с возможностью дополнительного
начисления таможенными органами таможенных пошлин и иных платежей».
Должен быть усилен
контроль над транспортными средствами, которые были оформлены по льготным
правилам в одной стране, но фактически используются в другой стране-участнице
союза. Для этого намечено «принять меры по недопущению их вывоза» в другие страны
с «применением мер ответственности к лицам, нарушающим обязательства».
Планируется обязать
таможенные органы ЕАЭС ежемесячно направлять в Евразийскую экономическую
комиссию данные о средней таможенной стоимости ввозимых товаров (в первую
очередь автомобилей) на территорию государства-члена союза из третьих стран. –
Это нивелирует предпринимаемые в Российской Федерации меры по развитию
внутреннего производства, а также сокращает поступления в федеральный бюджет, –
поясняется в документе.
В качестве примера
нарушений таможенного законодательства, касающихся существенного занижения их
таможенной стоимости, в документе приводятся факты импорта в нашу страну
электромобилей, оформление которых производилось в Киргизии.
– Есть масса примеров,
когда автомобили, стоимость которых в документах явно ниже рыночной, проходят
таможенное оформление в Армении и Казахстане, – рассказал вице-президент
Национального автомобильного союза (НАС) Антон Шапарин. По данным
аналитического агентства «Автостат», по состоянию на апрель прошлого года доля
новых автомобилей, импортированных в нашу страну из Казахстана (от общего числа
машин, поставленных в РФ), составляла 12,6%, из Беларусь – 3,8%, Киргизии –
3,4%, Армении – 3%. Что касается подержанных моделей, то здесь соотношение еще
выше: 18,8% – из Армении, 12,5% – из Беларусь и 2,7% – из Киргизии.
По мнению управляющего
партнера компании «Моторинвест» Андрея Резникова, значительный рост ряда
игроков в сегменте гибридов и электромобилей на российском рынке во многом
связан с тем, что 70% этих автомобилей растаможивают в Киргизии, Беларусь и
Казахстане.
– Там почти не
применяется корректировка таможенной стоимости и возможно получение льгот при
таможенной очистке автомобилей. Это влияет на российское автомобилестроение:
если прямой ввоз может быть существенно дешевле, чем локальное производство, то
российским производителям невозможно организовывать некие схемы tax free, –
заявил Андрей Резников на парламентских слушаниях о мерах господдержки
автомобильной промышленности в ноябре прошлого года.
С реализацией
предложения российского правительства могут возникать сложности, считает
главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков. По его словам, предложенное
«закручивание гаек» в отношении контроля за соблюдением таможенных правил может
столкнуться с сопротивлением стран, через которые машины попадают на наш рынок.
Вице-президент НАС Антон
Шапарин также считает, что российские предложения могут натолкнуться на
определенное противодействие со стороны бизнеса, связанного с поставками
автомобилей.
Максим Кадаков полагает,
что имеет смысл ввести некий мораторий, подразумевающий, что возможные
претензии таможенных органов не будут распространяться на автомобили, ввезенные
до какой-то определенной даты. Это будет более справедливо по отношению к
автомобилистам, которые могут и не знать, что их машина когда-то была
растаможена по «серым» схемам.
Лазейки и различные
ухищрения, которыми пользуется определенная часть импортеров автомобилей,
связаны с отсутствием в странах ЕАЭС единых подходов к контролю и общих баз
данных, которые позволяли бы максимально оперативно выявлять те или нарушения,
считает член общественного совета МВД РФ Игорь Моржаретто.
– Союз существует уже
почти 20 лет, однако до сих пор между странами-участниками так и не налажен
нормальный обмен информацией: нет общих баз данных ни по нарушителям таможенных
правил, ни по водителям, которые на машине с номерами одной страны нарушают ПДД
в соседнем государстве. Это и порождает сложности в контроле за ними, – отметил
он в беседе с «Известиями». Напомним, в России до конца 2027 года продлят
льготный порядок оформления автомобилей, ввезенных по схеме параллельного
импорта.