Десятки тысяч бессонных ночей, литры выпитого кофе, 40
стран, часы простоя на границах, дети, растущие без отца и… хорошие заработки –
именно так проходит жизнь 56-летнего водителя, исколесившего весь СНГ и
посвятившего своей работе почти всю жизнь.
56-летний житель Алматы Кайрат по профессии инженер, однако,
по специальности отработал лишь пару лет и с 26 лет работает водителем
большегрузных машин, за все время он поменял всего три компании.
«Если честно, то изначально я шел в дальнобойщики, только
потому, что мне хотелось путешествовать, меня привлекала романтика дорог и
жизни в разъездах. Я думал, что буду подвозить красивых девушек, путешествующих
автостопом, слушать любимую музыку и в каждом городе заведу по любовнице», – улыбается
Кайрат.
Но реальность быстро осадила мужчину: жизнь в дороге
оказалась не такой веселой и беззаботной.
«В дороге я провожу время, в основном, разговаривая с
напарником и слушая музыку, хорошо, что напарники периодически меняются, иначе
говорить с ними было бы не о чем. Иногда бывают вынужденные простои – ждешь на
границе своей очереди, самое большее мы простаивали на границе сутки, но это
большая редкость, по России - Казахстану - Кыргызстану сейчас быстро
пропускают.
В этом плане ездить по странам бывшего Союза – одно
удовольствие, вот только дороги у нас не самые лучшие. В последние лет пять стало
получше с дорогами, да и инфраструктура стала радовать.
По крайней мере, элементарно, найти придорожный отель,
закусочную или уборную легко – раньше было сложней, никто не рисковал открывать
такой бизнес. Приграничные службы стали более дружелюбными, доброжелательными,
постепенно приближаются к европейским стандартам», – рассказывает мужчина.
Помимо всего прочего, по словам мужчины, работа дальнобойщиков в последние годы улучшилась не только благодаря инфраструктуре – современным водителям большегрузов стало гораздо безопасней заниматься своей деятельностью, чем в девяностые и нулевые, когда случаев разбоя на дорогах было не счесть.
«Когда я только начинал заниматься дальнобоем, вся моя семья
была против – разбои были каждую ночь, по всем странам СНГ, в основном в
России, разбойники могли не только отобрать деньги или товар, но и избить и
даже убить.
Каждый день мы слышали новости про ограбленных
дальнобойщиков, но я старался об этом не думать, и за все время ни разу не
попадал в опасные ситуации.
Был на волоске, не стану скрывать, но лично не попадал. Был
даже случай, когда я приболел, не вышел в рейс и вместо меня поехал другой
водитель, и тогда на их машину напали, отобрали все подчистую, благо, была
страховка, многое перекрыла. Опасно и в плане аварий – сколько случаев, когда
водители засыпали за рулем. У меня почти всегда есть напарник, я считаю так,
что лучше меньше заработать, но быть живым.
Еще спасают открытые окна, музыка, сигареты и кофе. В день
или в ночь я выпиваю полуторалитровый термос с крепким кофе, иногда пью
энергетики. А вообще, свои в беде не оставят – если вдруг что-то понадобится в
дороге, то такие же простые дальнобойщики, не важно с какой они страны, придут
на помощь, с тем же ремонтом автомобиля», – говорит Кайрат.
По словам мужчины, заработок в этой сфере нестабильный –
может быть и 100 тысяч тенге (18 тыс. рублей), а может быть и все 500 (87 тыс.
рублей), в зависимости от заказов и дополнительного заработка.
«Я стараюсь много работать – деньги никогда не лишние. Я
работаю официально в фирме, беру заказы в других – начальство знает, против не
имеет ничего. Я никогда не занимался «левым» грузом и контрабандой – это
преступно, а я дорожу свободой.
Конечно, беру попутно мелкий груз от друзей и знакомых -
ящик или чемодан с посылкой, беру за это 1000-2000 тенге (180-360 рублей),
деньги небольшие, но на мелкие расходы хватает.
Единственное, на что я способен – махинации с топливом, в
Казахстане ГСМ дешевле, чем в России, и я всегда беру больше топлива здесь, в
Казахстане, а в России делаю чеки и предоставляю начальству, разница тоже
небольшая, но она есть. Когда оплачивается ночлег или еда, я экономлю и на
этом, чтобы заработать», – повествует наш собеседник.
Несмотря на стабильные заработки и возможности увидеть мир,
своим сыновьям Кайрат запретил и думать о том, чтобы те становились
дальнобойщиками.
«У меня трое детей – два сына и дочь, все имеют высшее
образование, все уже семейные. Пацаны видели, что папа зарабатывает хорошо, и
просились к нам на работу, но я отказал им. Ну подумайте сами, я побывал в 40
странах мира, и при этом… не видел не одну страну. Когда едешь в другой город,
ты там только отгружаешься, спишь и отдыхаешь, ни тебе достопримечательностей,
ни экскурсий, ни погружения в атмосферу.
Да, у меня есть деньги – я вырастил и выучил всех детей,
всех женил, всех обустроил, моя супруга ни дня в своей жизни не работала,
только дом содержала. Но при этом, мне 56 лет, я женился в 18 и за все это
время свою жену и детей видел мельком – все в разъездах и разъездах, я уже
дедушка, а своего внука не смог встретить из роддома.
А еще у меня большие проблемы со здоровьем. Из-за сидячего
образа жизни у меня лишний вес и варикозное расширение вен, проблемы со спиной
и поясницей, остеохондроз. Постоянный недосып сделал меня зависимым от кофе, от
кофе болит сердце, а от быстрорастворимой лапши и хот-догов - хронический
гастрит. В общем, до пенсии далеко, а здоровья не осталось», – резюмирует
мужчина.
Кроме поездок, Кайрат работает в обычном такси во времена,
когда заказов на рейсы нет совсем, уходить со своей работы планирует лет через
пять.
«Я свое отъездил, у меня стаж 30 лет, но «баранку» не брошу – буду таксовать по городу на легковушке, ну а вообще, пора давать дорогу молодым. Но, к сожалению, молодые водители «дальнего плавания» не любят профессию, приходят исключительно за деньгами. Они лихачат, не помогают друг другу и не соблюдают кодекс чести дальнобойщиков», – говорит Кайрат.