Одна из наиболее
актуальных и противоречивых тем на повестке дня — равенство карьерных
возможностей для женщин и мужчин. Множество профессий, в которых сегодня
успешно трудятся представительницы прекрасного пола, еще недавно считались
исключительно мужскими. Дальнобойщики, руководители компаний, дилеры как раз
относятся к такой группе. На данный момент женщины прочно завоевали эти
«мужские» направления.
Накануне
Восьмого Марта Transportal.by решили познакомиться с представительницами
транспортной сферы Беларуси и узнать, что они думают о своей работе, и
чувствуют ли дискриминацию женщины, профессии которых принято считать мужскими.
По словам Екатерины Босяковой, генерального директора ООО «Райзинг», в транспортной сфере она работает уже 20 лет. И все это время на одном предприятии, которое Екатерина возглавила 5 лет назад.
На вопрос о том,
как началось ее профессиональное становление, Екатерина ответила так: «В то
время я не думала о перспективах развития отрасли международных грузоперевозок
и о возможности своего карьерного роста. Мне предложили работу в молодой,
развивающейся компании. Достойные условия, хороший коллектив, посильные
обязанности. Я согласилась. Понимание того, что я хочу работать именно в этой
отрасли и именно в этой компании, пришло позже.
На самом деле в
сфере транспортной логистике работает много женщин. Но стереотипы остались.
Особенно у производителей техники. У них первоначально не складывалась
картинка, как женщина может заниматься обсуждением технических спецификаций, да
еще и понимать, о чем говорит.
Профессиональные
мечты я себе не ставлю, скорее профессиональные цели. Планы: не останавливаться
на достигнутом, стремиться к достижению поставленных целей».
Марина Догодькина, начальник отдела продаж коммерческих автомобилей в «Автомобильном доме «ЭнергияГмбХ», также поделилась с нами историей своего карьерного пути.
«Ещё во время
учебы в Минском государственном лингвистическом университете я принимала
активное участие в различных международных проектах и часто посещала Германию,
Австрию и Швейцарию. Благодаря этому не только неплохо выучила немецкий язык и
плотно познакомилась с немецкой культурой, но, что гораздо важнее, получила
хорошее понимание немецкого менталитета. После окончания университета у меня,
конечно, было большое желание использовать полученные теоретические навыки на
практике, поэтому я очень обрадовалась, когда в 2005 году мне предложили работу
в «Автомобильном доме «Энергия ГмбХ», который уже много лет плодотворно
сотрудничает с немецким концерном Daimler AG – производителем автомобильной
техники марки Mercedes-Benz. Естественно, что я сразу согласилась и с тех пор
моя жизнь неразрывно связана с данным брендом.
Моя работа в
«Автомобильном доме «Энергия ГмбХ» вначале не предполагала какой-либо
специализации и вполне меня устраивала. Однако, спустя определённый срок, мне
стало понятно, что знаний, полученных ранее, уже не хватает, поэтому я прошла
двухлетнее обучение по программе MBA Белорусского государственного университета
со специализацией «Маркетинг». В свою очередь, руководство компании, принимая
во внимание моё вновь полученное образование и учитывая большой опыт работы с
немецкими партнёрами, предложило мне возглавить отдел маркетинга. Это был
вызов, который дал мне возможность приоткрыть дверь в «мир продаж», предоставил
инструменты для этого увлекательного процесса и, в конце концов, превратился в
очень полезный опыт! И хотя мне нравилась работа в маркетинге, я всё больше
понимала, что «продажи» являются наиболее ключевым и стратегически важным
направлением деятельности нашей компании, а работа в сфере продаж может стать
важным звеном в моей карьере. Именно поэтому, в период реорганизации отдела
продаж автомобилей, я предложила свою кандидатуру в качестве руководителя
сугубо «мужского» отдела продаж коммерческой техники. Самое интересное, что
немаловажным фактором при принятии данного решения стало наличие очень
профессиональной, опытной и сплочённой команды ребят в секторе продаж
коммерческой техники. К счастью, руководство компании оценило мой эмоциональный
порыв и творческий энтузиазм, и, правда не без некоторого сомнения, всё же
согласилось с моим предложением, за что им большое спасибо! Ведь нынешняя
работа позволяет мне общаться с интересными людьми, бывать во многих регионах
нашей страны и выступать на разных конференциях, а благодаря этому я постоянно
учусь и развиваюсь.
Среди моих
контрагентов: клиентов, партнёров и коллег, мужчины составляют 80%. То, что я
являюсь женщиной лишь иногда предопределяет некоторое снисходительное и
предвзятое отношение, но только в самом начале общения. Ситуация меняется,
когда люди начинают со мной работать, ведь я решаю их проблемы – и это главное!
Впрочем, никогда не забуду, как в первые месяцы работы в новой должности, во
время тендера на одном из белорусских предприятий, его директор поприветствовал
присутствующих шуткой: «А что здесь делает женщина? Баба на борту – бунт на
корабле!». Это сейчас к такого рода высказываниям отношусь с юмором и
ежедневным трудом доказываю, что гендерная принадлежность не влияет на уровень
профессионализма, а тогда очень растерялась... Тендер мы, кстати, выиграли, а
компания стала нашим постоянным клиентом.
На самом деле, в
бизнесе нередко возникают ситуации, когда женщине проще, чем мужчине, ведь
женское обаяние ещё никто не отменял. Как правило, это помогает снять накал
страстей, сгладить разногласия и перевести переговоры в продуктивное русло».
Вот, что
рассказала Марина о своих карьерных планах: «Локально - вывести бренд
Mercedes-Benz в Беларуси на первые места во всех сегментах, а социально -
повысить имидж белорусского бизнеса на международном рынке! И мы устойчиво
движемся в этом направлении!
Если говорить в
целом, то мне импонирует подход менеджмента нашей компании, мотивирующий
сотрудников на желание получать дополнительные знания и примерять на себя
разный функционал, т.к. успешный управленец не может быть узким экспертом и
застывшим консерватором. Задача руководителя состоит в том, чтобы мыслить
стратегически, принимать эффективные решения, воодушевлять свою команду и вести
её к намеченной цели – это и есть мои планы на будущее!»
С последней
героиней, Александрой Хурсан, многие наши читатели уже знакомы. Александра работает водителем-международником
в транспортной компании «Янстронг».
В сферу
грузоперевозок я попала волей судьбы и совсем недавно: в последний год все чаще
стала задумываться о работе дальнобойщицей, но понятия не имела, каким образом
мне начинать искать работу. Помог случай: брат рассказал, что директор
транспортной компании, в которой он работает, готов рассмотреть девушек на
должность водителя-международника. Это было в сентябре прошлого года. Конечно
же, такую возможность я не могла упустить, поэтому сразу же пошла на
собеседование. В компании мне объяснили, сколько работы мне предстоит проделать
для получения нужной категории и документов. Но это меня не напугало. Скорее
наоборот, раззадорило. С тех пор прошло уже 7 месяцев, я съездила в 2 рейса с
напарником, и вот сейчас готовлюсь к отправлению в третий.
Профессия
дальнобойщика привлекает меня, в первую очередь, тем, что я могу совмещать
работу с возможностью покататься по миру и посмотреть на новые страны из окна
огромной фуры. Кто-то скажет, что звучит дико, но я вижу в этом свою романтику.
Да и автомобили я с детства любила, поэтому выбор 20-тонного Mercedes Actros
в качестве постоянного спутника меня вполне устраивает.
Со стереотипами,
негативом и даже оскорблениями с свой адрес сталкиваюсь, к сожалению, чаще, чем
хотелось бы. Особенно после того, как историю обо мне напечатали многие СМИ,
через которые люди узнали о моём инстаграме. Раньше очень остро
реагировала на критику, сейчас отношусь к этому скорее философски: доказать
людям свою профессиональную компетентность я смогу только долгой и плодотворной
работой. Поэтому пусть пишут и говорят все, что хотят, а я в это время буду
идти к своей цели. Как говорится, «собака лает, а караван идет».
В планах на
будущее только одно – работать! Набираться опыта, выезжать как можно чаще в
рейсы, постигать все тонкости профессии. В мое карьерное становление было
вложено много сил, как моих, так и тех, кто мне в этом помогал. И сейчас для
меня главное – реализовать свой потенциал, по-максимуму использовать все
знания, умения и навыки, полученные мною на обучении и различных тренингах.