0
05:58

Свобода от стереотипов: женщины, работающие в транспортно-логистической сфере

Одна из наиболее актуальных и противоречивых тем на повестке дня — равенство карьерных возможностей для женщин и мужчин. Множество профессий, в которых сегодня успешно трудятся представительницы прекрасного пола, еще недавно считались исключительно мужскими. Дальнобойщики, руководители компаний, дилеры как раз относятся к такой группе. На данный момент женщины прочно завоевали эти «мужские» направления. 

Накануне Восьмого Марта Transportal.by решили познакомиться с представительницами транспортной сферы Беларуси и узнать, что они думают о своей работе, и чувствуют ли дискриминацию женщины, профессии которых принято считать мужскими.

По словам Екатерины Босяковой, генерального директора ООО «Райзинг», в транспортной сфере она работает уже 20 лет. И все это время на одном предприятии, которое Екатерина возглавила 5 лет назад.

На вопрос о том, как началось ее профессиональное становление, Екатерина ответила так: «В то время я не думала о перспективах развития отрасли международных грузоперевозок и о возможности своего карьерного роста. Мне предложили работу в молодой, развивающейся компании. Достойные условия, хороший коллектив, посильные обязанности. Я согласилась. Понимание того, что я хочу работать именно в этой отрасли и именно в этой компании, пришло позже.

На самом деле в сфере транспортной логистике работает много женщин. Но стереотипы остались. Особенно у производителей техники. У них первоначально не складывалась картинка, как женщина может заниматься обсуждением технических спецификаций, да еще и понимать, о чем говорит.

Профессиональные мечты я себе не ставлю, скорее профессиональные цели. Планы: не останавливаться на достигнутом, стремиться к достижению поставленных целей».


Марина Догодькина, начальник отдела продаж коммерческих автомобилей в «Автомобильном доме «ЭнергияГмбХ», также поделилась с нами историей своего карьерного пути.

«Ещё во время учебы в Минском государственном лингвистическом университете я принимала активное участие в различных международных проектах и часто посещала Германию, Австрию и Швейцарию. Благодаря этому не только неплохо выучила немецкий язык и плотно познакомилась с немецкой культурой, но, что гораздо важнее, получила хорошее понимание немецкого менталитета. После окончания университета у меня, конечно, было большое желание использовать полученные теоретические навыки на практике, поэтому я очень обрадовалась, когда в 2005 году мне предложили работу в «Автомобильном доме «Энергия ГмбХ», который уже много лет плодотворно сотрудничает с немецким концерном Daimler AG – производителем автомобильной техники марки Mercedes-Benz. Естественно, что я сразу согласилась и с тех пор моя жизнь неразрывно связана с данным брендом.

Моя работа в «Автомобильном доме «Энергия ГмбХ» вначале не предполагала какой-либо специализации и вполне меня устраивала. Однако, спустя определённый срок, мне стало понятно, что знаний, полученных ранее, уже не хватает, поэтому я прошла двухлетнее обучение по программе MBA Белорусского государственного университета со специализацией «Маркетинг». В свою очередь, руководство компании, принимая во внимание моё вновь полученное образование и учитывая большой опыт работы с немецкими партнёрами, предложило мне возглавить отдел маркетинга. Это был вызов, который дал мне возможность приоткрыть дверь в «мир продаж», предоставил инструменты для этого увлекательного процесса и, в конце концов, превратился в очень полезный опыт! И хотя мне нравилась работа в маркетинге, я всё больше понимала, что «продажи» являются наиболее ключевым и стратегически важным направлением деятельности нашей компании, а работа в сфере продаж может стать важным звеном в моей карьере. Именно поэтому, в период реорганизации отдела продаж автомобилей, я предложила свою кандидатуру в качестве руководителя сугубо «мужского» отдела продаж коммерческой техники. Самое интересное, что немаловажным фактором при принятии данного решения стало наличие очень профессиональной, опытной и сплочённой команды ребят в секторе продаж коммерческой техники. К счастью, руководство компании оценило мой эмоциональный порыв и творческий энтузиазм, и, правда не без некоторого сомнения, всё же согласилось с моим предложением, за что им большое спасибо! Ведь нынешняя работа позволяет мне общаться с интересными людьми, бывать во многих регионах нашей страны и выступать на разных конференциях, а благодаря этому я постоянно учусь и развиваюсь.

Среди моих контрагентов: клиентов, партнёров и коллег, мужчины составляют 80%. То, что я являюсь женщиной лишь иногда предопределяет некоторое снисходительное и предвзятое отношение, но только в самом начале общения. Ситуация меняется, когда люди начинают со мной работать, ведь я решаю их проблемы – и это главное! Впрочем, никогда не забуду, как в первые месяцы работы в новой должности, во время тендера на одном из белорусских предприятий, его директор поприветствовал присутствующих шуткой: «А что здесь делает женщина? Баба на борту – бунт на корабле!». Это сейчас к такого рода высказываниям отношусь с юмором и ежедневным трудом доказываю, что гендерная принадлежность не влияет на уровень профессионализма, а тогда очень растерялась... Тендер мы, кстати, выиграли, а компания стала нашим постоянным клиентом.

На самом деле, в бизнесе нередко возникают ситуации, когда женщине проще, чем мужчине, ведь женское обаяние ещё никто не отменял. Как правило, это помогает снять накал страстей, сгладить разногласия и перевести переговоры в продуктивное русло».

Вот, что рассказала Марина о своих карьерных планах: «Локально - вывести бренд Mercedes-Benz в Беларуси на первые места во всех сегментах, а социально - повысить имидж белорусского бизнеса на международном рынке! И мы устойчиво движемся в этом направлении!

Если говорить в целом, то мне импонирует подход менеджмента нашей компании, мотивирующий сотрудников на желание получать дополнительные знания и примерять на себя разный функционал, т.к. успешный управленец не может быть узким экспертом и застывшим консерватором. Задача руководителя состоит в том, чтобы мыслить стратегически, принимать эффективные решения, воодушевлять свою команду и вести её к намеченной цели – это и есть мои планы на будущее!»


С последней героиней, Александрой Хурсан, многие наши читатели уже знакомы.  Александра работает водителем-международником в транспортной компании «Янстронг».


В сферу грузоперевозок я попала волей судьбы и совсем недавно: в последний год все чаще стала задумываться о работе дальнобойщицей, но понятия не имела, каким образом мне начинать искать работу. Помог случай: брат рассказал, что директор транспортной компании, в которой он работает, готов рассмотреть девушек на должность водителя-международника. Это было в сентябре прошлого года. Конечно же, такую возможность я не могла упустить, поэтому сразу же пошла на собеседование. В компании мне объяснили, сколько работы мне предстоит проделать для получения нужной категории и документов. Но это меня не напугало. Скорее наоборот, раззадорило. С тех пор прошло уже 7 месяцев, я съездила в 2 рейса с напарником, и вот сейчас готовлюсь к отправлению в третий.

Профессия дальнобойщика привлекает меня, в первую очередь, тем, что я могу совмещать работу с возможностью покататься по миру и посмотреть на новые страны из окна огромной фуры. Кто-то скажет, что звучит дико, но я вижу в этом свою романтику. Да и автомобили я с детства любила, поэтому выбор 20-тонного Mercedes Actros в качестве постоянного спутника меня вполне устраивает. 

Со стереотипами, негативом и даже оскорблениями с свой адрес сталкиваюсь, к сожалению, чаще, чем хотелось бы. Особенно после того, как историю обо мне напечатали многие СМИ, через которые люди узнали о моём инстаграме. Раньше очень остро реагировала на критику, сейчас отношусь к этому скорее философски: доказать людям свою профессиональную компетентность я смогу только долгой и плодотворной работой. Поэтому пусть пишут и говорят все, что хотят, а я в это время буду идти к своей цели. Как говорится, «собака лает, а караван идет».

В планах на будущее только одно – работать! Набираться опыта, выезжать как можно чаще в рейсы, постигать все тонкости профессии. В мое карьерное становление было вложено много сил, как моих, так и тех, кто мне в этом помогал. И сейчас для меня главное – реализовать свой потенциал, по-максимуму использовать все знания, умения и навыки, полученные мною на обучении и различных тренингах.