Согласно
отчету за второй квартал 2023 года, опубликованному на сайте Международного
союза автомобильного транспорта (IRU), европейский индекс ставок грузовых
автомобильных перевозок для Европы показывает, что индекс контрактных ставок
снизился на 0,2 пункта в квартальном исчислении.
Индекс спотовых ставок в квартальном исчислении упал на 3,5 пункта.
Выводы сделаны на основе сбора данных трех компаний: Upply, Transport Intelligence
(TI), IRU. Тот факт, что спотовые ставки упали ниже контрактных, эксперты
наблюдают впервые за последние 6 лет. Если рассматривать цифры в годовом
исчислении, то ситуация такова: индекс спотовых ставок снизился на 7,5 пунктов,
а индекс контрактных остается выше на 2,8 пункта.
Ставки
на контрактном и спотовом рынках – подробно
Эксперты говорят о том,
что на краткосрочный спрос на автомобильные грузоперевозки влияют высокие
потребительские цены и медленный рост заработной платы. Как показывают данные
по ставкам за второй квартал 2023 года – снижается краткосрочный спрос
на перевозки, за ним тянется снижение спроса на распределение товаров по
Европе. Эта ситуация в итоге приводит к дальнейшему падению ставок фрахта
на спотовом рынке.
На тот факт, что
контрактный рынок показывает гораздо меньшее падение ставок повлияло увеличения
базы затрат по сравнению с 2022 годом. В свою очередь спотовый индекс упал ниже
контрактного. Эксперты видят такое положение вещей впервые за последние 6 лет.
Индекс
спотовых ставок автомобильных грузовых перевозок Европы
Во втором квартале
2023 составил 126,3, что на 3,5 пункта ниже, чем в первом квартале 2023
года, и на 7,5 пункта ниже, чем в прошлом году.
Индекс
контрактных ставок автомобильных грузовых перевозок Европы
Во втором квартале
2023 года составил 126,9. Это на 0,2 пункта ниже, чем в первом
квартале 2023 года, но на 2,8 пункта выше, чем в тот же период 2022 года.
Более медленное
падение ставок на контрактном рынке специалисты объясняют тем, что наблюдается
в том числе улучшение деловых настроений. К такому «более позитивном
взгляду» компании побуждает то, что к июню европейский индекс потребительских
цен на энергоносители снизился на 18,4 пункта по сравнению с октябрем 2022
года, когда наблюдался пик. Это привело к снижению промышленных затрат по всему
континенту. Сложившаяся ситуация может побудить компании обеспечить большую
мощность по ежегодным контрактам, которые регулярно продлеваются.
«В первой половине
2023 года мы наблюдаем последствия экономического спада в Европе, о чем
свидетельствует резкое падение спотовых цен. Тем не менее важно отметить, что
цены на автомобильные грузоперевозки в Европе остаются в среднем на 12-15 проц.
выше, чем до пандемии, что отражает структурный рост затрат перевозчиков», –
говорит Томас Ларье, генеральный директор Upply.
В контракты компаний
включены в том числе и более высокие затраты авиаперевозчиков. Суммы
рассчитываются из стоимости рабочей силы и цен на топливо. Средневзвешенная
цена на дизельное топливо в ЕС в июле 2023 года на 16,9 проц. выше по сравнению
с июлем 2021 года. Результат – временный рост спроса на мощность на
контрактном рынке наряду с высокой стоимостью.
Дефицит
водителей грузовиков по данным IRU
Согласно последним
данным IRU о дефиците персонала, нехватка водителей грузовиков во втором
квартале 2023 года была ниже, чем в 2021 году, хотя при этом 7 проц. вакансий
дальнобойщиков остались незаполненными. Позитивным моментом является то, что
дефицит ощутимо сокращается. Но в то же время он оказывает влияние на ставки.
«Падение спроса на
автомобильные грузоперевозки не должно отвлекать нас от структурных проблем
европейских водителей-дальнобойщиков: менее 6 проц. из них моложе 25 лет, а
более трети из тех, кто старше 55 лет, выйдут на пенсию через пять-десять лет.
Более 1,2 млн рабочих мест водителей грузовиков могут стать вакантными через
пять-десять лет только из-за выхода на пенсию водителей. Мы должны действовать
сейчас, чтобы улучшить доступ к профессии, облегчить набор водителей из третьих
стран и повысить привлекательность профессии»,- рассказывает Винсент
Эрард, директор IRU по стратегии и развитию.
Ближайшее
будущее автомобильных грузоперевозок
Возможность
дальнейшего снижения ставок на спотовом рынке остается довольно высокой,
прогнозируют эксперты.
«Ожидается, что
ставки на грузовые перевозки по всей Европе продолжат падать в третьем квартале,
поскольку спрос остается вялым, а доступная мощность остается высокой.
Поскольку ожидается, что спрос не увеличится до 2024 года, мы ожидаем, что
ставки продолжат снижаться в обозримом будущем», – прокомментировал Майкл
Кловер, руководитель отдела коммерческого развития TI.