Километровые очереди из грузовиков на выезде из Беларуси, особенно на литовской границе, стали традиционными в выходные дни и по понедельникам – нередко в очередях стоит больше тысячи фур. И борьба за место в них становится все более жесткой.
По словам председателя Государственного таможенного комитета
Белоруссии Юрия Сенько, периодически наблюдаемые большие очереди грузовых
автомобилей на границе с Литвой образуются из-за желания перевозчиков
сэкономить на топливе. Перевозчики выбирают маршрут в ЕС через
белорусско-литовскую границу, поскольку здесь они имеют возможность провозить в
Евросоюз дешевое топливо в своих баках в пределах всего их объема, а этого им
хватает для поездок по Европе, где топливо дороже. При въезде в Польшу
действуют ограничения на провоз топлива.
Автомобильная очередь на границе численностью в 300 машин
означает, что простоять в ней придется не менее двух суток. Однако в последнее
время количество грузовиков постоянно увеличивается: 25 ноября, например,
превысило 1 200 машин.
Водитель Сергей рассказал о том, что сегодня среди коллег
нравы не те, что прежде.
Многокилометровые
очереди заставляют дальнобойщиков порой вести себя нечестно, занимая чужие
места в очереди. По словам мужчины, ближайший туалет вблизи границы есть только
на автозаправке, отъехав к которой, водители рискуют потерять свое место,
поэтому им приходится бегать в лес.
Однако говорят, что когда-то давно уважающие себя водители
не позволяли себе обгон товарища в очереди. По словам Сергея, за это могли даже
тайно выбросить ключи от кабины, но сейчас все иначе, и за очередь порой
приходится бороться.
«Раньше за пару километров до границы было лень обогнать, а
сейчас в порядке вещей. Но старый водитель не будет объезжать очередь», – рассказывает
водитель Николай.
На соседней автозаправке оборудованы душевые комнаты. Услуга
стоит всего два рубля, но водители предпочитают не терять время и место в
очереди, а дождаться въезда в Литву, где принять душ можно будет на любой
заправке.
В нескольких километрах от замыкающих очередь машин нередко
останавливаются и другие грузовики, которые вынуждены прерваться на
девятичасовой отдых после рабочего дня.
Сотрудники ГАИ запрещают дальнобойщикам перетруждаться и
сутками находиться за рулем, однако это требование радует не всех водителей.
«Если переработаю хоть пятнадцать минут, то дадут такой штраф, что я за рейс
столько не заработаю. А где я сплю, как я сплю, никого не интересует. В итоге
бывает, что до дома остается тридцать километров, а мне нужно останавливать
машину, чтобы отдохнуть. Где я лучше отдохну – в кабине или дома?», – задается
вопросом Николай.
Сложнее всего работать в летний период, заверяют водители.
Как только температура поднимается выше 25 градусов, то большегруз не может
ехать по дороге – вредит асфальту, приходится ждать ночи, а отсыпаться днем.
«Представьте, как спать в этой кабине в жару. Кондиционеры
работают, только когда машина заведена, но тогда расходуется топливо. Если
хотим, можем пользоваться кондиционером за свой счет, а это дорого. В итоге, не
выспавшись, мы едем ночью. Сейчас разрешили хотя бы по платной дороге ехать без
ограничений по температурному режиму, а в Европе подобных ограничений нет», –
рассказывают водители.