0
03:45

Специалисты прокомментировали, почему перевозчики предпочитают избегать подержанных китайских грузовиков

Эксперты отмечают, что положение на вторичном рынке коммерческого транспорта радикально изменилось по сравнению с прошлым годом. Тем не менее, отечественные марки по-прежнему занимают лидирующие позиции. Портал «АвтоВзгляд» проанализировал текущие тенденции в сегменте автомобилей с пробегом.

По данным технического специалиста компании «Krauf Автозапчасти» Андрея Коромыслова, продажи подержанных грузовых автомобилей в 2024 году снижаются в унисон с падением рынка новых машин. Согласно информации агентства «Автостат», между январем и июнем было продано 102,8 тыс. грузовиков, что на 8% меньше, чем в аналогичный период прошлого года. Лидирующие позиции занимают КамАЗ (26,2 тыс. или 25,4%), «ГАЗ» (8,8 тыс.) и белорусский МАЗ (7,1 тыс.).

Кроме того, в топ-5 самых востребованных моделей на вторичном рынке входят автомобили Mercedes-Benz и Volvo.

В сегменте китайских автомобилей на данный момент представлены лишь несколько моделей, среди которых марка Shacman занимает последнее место в топ-10. Тем не менее, эксперты считают, что с учетом того, что в последние годы китайские бренды заняли освободившуюся нишу после ухода иностранных производителей из России, их доля будет расти по мере увеличения сроков эксплуатации.

Что касается вторичного рынка легких коммерческих автомобилей, то за первые полгода 2024 года его объем снизился до 179,1 тысячи единиц, что на 8% меньше показателей аналогичного периода 2023 года (при этом продажи новых автомобилей увеличились на 29%). Лидирует в этом сегменте ГАЗ, реализовавший 73,4 тысячи автомобилей и занявший более 40% рынка, с моделями ГАЗ-3302 и «Газель NEXT». На втором месте находится УАЗ, а среди популярных брендов также Volkswagen, Mercedes-Benz и Ford.

Продажи подержанных автобусов в первых шести месяцах 2024 года, по данным «Автостата», возросли на 10% по сравнению с прошлым годом, достигнув 8,2 тысячи единиц. В этой категории доминируют российские автобусы: «ПАЗы» составляют 43% рынка, на втором месте ЛиАЗ, а третьим идет Hyundai. В пятерке также находятся российские «Волгабас» и НефАЗ, с популярными моделями ПАЗ-3205 и ПАЗ-3204.

Генеральный директор сети авторемонтных мастерских «КарданБаланс» Дмитрий Демчук подчеркивает, что сегмент «басы» является наименьшим на вторичном рынке коммерческого транспорта, составляя лишь около 3% от общего объема.

В период с января по август наблюдается рост продаж китайских брендов на рынке подержанного комтранса, который увеличился в 1,5 раза по сравнению с тем же периодом в 2023 году, доходя до 10% от общего объема рынка. Ожидается, что доля китайских производителей продолжит расти, однако существуют определенные трудности, отметил специалист.

Местные перевозчики проявляют осторожность в отношении «китайских» автомобилей — не все из них способны справиться с российскими дорогами. Основная проблема заключается в использовании мягкого металла в конструкции грузовиков из Китая, который не выдерживает регулярных нагрузок. Из-за нарушений в тоннаже транспортировки эти автомобили зачастую перегружаются и выходят из строя даже при малом пробеге.

К примеру, у Shacman карданный вал выходит из строя уже после 15 тыс. км, что является слишком низким показателем износостойкости по сравнению с Volvo, которая уже покинула российский рынок. Конкуренты из Европы способны проехать около 500 тыс. км без необходимости ремонта.

Кроме того, возникают сомнения по поводу качества электрических и электронных систем, шумоизоляции, утепления кабин и реальной надежности двигателей китайских грузовиков, — отмечает Демчук.

В 2024 году на российском рынке грузовых автомобилей с пробегом цены увеличились на 26% по сравнению с концом прошлого года, сообщает эксперт. Средняя стоимость подержанного грузовика достигла 3,15 млн рублей. Прицепы на вторичном рынке подорожали на 28%, приблизительно до 4 млн рублей. Цены на тракторы выросли на 8%, составив около 7 млн рублей.

В дальнейшем на рынок коммерческого транспорта с пробегом, по мнению Коромыслова, серьезное влияние окажут сохраняющиеся санкции, повышение ставок утилизационного сбора, увеличение ключевой ставки Центробанка и ужесточение требований к сертификации ввозимой техники.

Ожидать значительного увеличения рынка в 2024 году не следует, возможен даже его спад. Основные позиции на рынке по-прежнему останутся за проверенными отечественными компаниями.

Демчук подчеркивает, что рост коэффициентов утильсбора окажет особое влияние на ситуацию. Он отмечает, что ставка для автомобилей с моторами мощностью свыше 3,5 литра в 2024 году вырастет примерно до 2 284 750 рублей, а в 2025 году приблизится к 2 742 300 рублей. В августе 2023 года коэффициенты для грузовиков уже были повышены, что привело к увеличению цен как на иностранные, так и на российские автомобили. В итоге, утильсбор «перекладывается» на плечи конечного потребителя. Это, как ожидается, приведет к росту спроса в более доступных сегментах, в том числе на вторичном рынке.

Эксперт отмечает, что в категории легких и среднетоннажных подержанных автомобилей цены будут продолжать расти, тогда как в крупнотоннажном сегменте — ожидаться снижение. К концу года предсказывается стабилизация спроса с умеренным ростом в пределах 10-15%. В условиях усиливающейся ценовой конкуренции на рынке могут исчезнуть небольшие компании, нацеленные только на продажу грузовиков без предоставления услуг после покупки.

Источник: https://news.transinfo.by/

Авто

читать больше