Стратегия усиления безопасности на дорогах
«Визия 0» родилась в Скандинавии десяток лет назад. Шведы решили к 2030 году
сократить число погибших и раненых на дороге вдвое, а еще через 20 лет свести
смертность от ДТП к нулю. Сегодня к программе присоединились многие страны ЕС, в
том числе, с этого года Литва. Амбициозный проект в министерстве
транспорта представили в марте, общий бюджет не называется – трудно планировать
на четверть века вперед. Но и отдельные цифры в десятки и сотни млн евро звучат
впечатляюще – эти бы деньги раздать транспортным предприятиям, может, проблемы
решились бы сами?
Считают на 12 лет
вперед
В литовской версии программы «Визия 0» вписаны обязательства к 2030 году снизить число превышений допустимой скорости на 20%, пренебрежение ремнем безопасности на заднем сидении и пользование телефоном за рулем сократить на 40%, на 25% уменьшить число пешеходов без отражателей и т.д. Если учесть, что к тому времени правительство сменится трижды – можно и не такое пообещать. Например, увеличить длину пешеходных и велосипедных дорожек на 18% — этот пункт тоже вписан в стратегию. Однако, более-менее точные планы мероприятий по усилению безопасности и цифры их финансирования озвучены лишь на ближайшие годы.
К концу 2020 года в
бюджет транспортной отрасли заложено порядка 40 млн евро на инженерные
усовершенствования опасных зон. В перечне мер – освещение сотни нерегулируемых
пешеходных переходов, два десятка кольцевых перекрестков, строительство 40 км
дорожных ограждений, а также, островков безопасности и возвышений у
перекрестков. Проверено, что эти средства лучше радаров следят за снижением
скорости у жилых зон. Кроме того, для контроля скорости дополнительно установят
4 сотни стационарных «скворечников», еще сто секторных измерителя скорости. Эти
фиксируют скорость движения в двух точках на расстоянии друг от друга и
вычисляют среднюю на отрезке пути, так что, экстренное торможение перед радаром
уже не спасет. Также закупят 4 десятка так называемых комплексных средства
контроля – сейчас для этих целей используют дроны. Один такой «контролер» висит
в центре столицы на перекрестке у мэрии и кроме скорости следит за соблюдением сигналов
светофоров, полос движения и пр.
Велосипедам и
пешеходам не место на трассе
Один из пунктов
программы по повышению безопасности на дорогах касается разделения потоков
автомобилей и велосипедов на трассе. Минтранс сообщил с гордостью – в бюджет
заложено строительство 25 км велосипедных дорожек. Заметим, даже в масштабах
столица это не много, не то что в масштабах страны. Тем временем, у нас между
автомобилистами и велосипедистами на дорогах кипит прямо-таки классовая борьба.
По данным страховых
компаний, любители двухколесного транспорта сами нередко виновны в авариях. К
примеру, правило переходить улицу с велосипедом в поводу у нас не принято
соблюдать. А ведь водитель грузовика на выскочившего у перехода велосипедиста
может попросту не успеть среагировать. Еще внимательнее на двух колесах нужно
оценивать ситуацию на поворотах – тут легко ошибиться в расчете скорости
сближения. Да что поворот – обычный объезд на дороге может иметь роковые
последствия. Представьте разницу в весе и скорости велосипеда и многотонного
тягача. Даже стоящего у обочины человека вместе с велосипедом может легко
затянуть в область пониженного давления позади прицепа, а следом едущие фургоны
усугубят последствия.
Поэтому, правила
дорожного движения предписывают велосипедам двигаться по проезжей части только
в том случае, если нет рядом велосипедной дорожки, специально выделенной полосы
или пригодной для проезда кромки дороги. Лицам моложе 18 лет запрещено выезжать
на шоссе, а скоростные трассы и автобаны запрещены для велосипедов вообще. Много
ли любителей двухколесного транспорта соблюдают дорожные правила и запреты? Не
удивительно, что дальнобойщики к велосипедам, мопедам и мотоциклам на трассе
относятся с плохо скрываемой неприязнью.
Между тем, в соседней
Латвии с 2014 г. ужесточили запреты и ограничения для пешеходов на загородных
участках трасс. Для них как и для велосипедистов ввели обязательный жилет
безопасности, а за отсутствие отражателей на одежде начали штрафовать. И за три
года число пострадавших в авариях пешеходов снизилось на 15%. Не вдвое, как
обещает наш министр транспорта Рокас Масюлис, но ведь и вклад государства здесь
ограничился выпуском новой редакции правил дорожного движения. Жилетки местные
жители купили сами.
Внимание, дорожные
работы
Сейчас с приходом
весны вновь развернули строительство и ремонт дорог. В этом году на расширение
и улучшение дорожной инфраструктуры выделено порядка 500 млн евро. Треть
бюджета средств Еврофондов пойдет на продление литовско-польской магистрали E67
(„Via Baltica“). Оставшиеся две
трети предназначены на развитие сети государственных дорог, из них 34 млн евро
инвестируют в автомагистраль Каунас – Мариямполе, которую обещают закончить к
концу следующего года. Часть средств программы пойдет на реконструкцию дороги
Шилуте – Русне, в том числе на эстакаду. Еще на 53 млн евро планируют
заасфальтировать более 1000 км грунтовок. Для дальнобойщиков эта последняя
категория дорог не столь важна, но отрадно, что и в глубинке Литвы люди получат
пользу от инвестиций ЕС.
В целом в масштабах
Евросоюза гибнет в авариях ежегодно более 20 тысяч человек и впятеро больше
получают тяжелые травмы. В Литве в текущем году отмечается повышение
аварийности на дорогах, за первый квартал зафиксировано 66 ДТП, погибло 7 человек,
пострадало 69 – по всем показателям в сравнении с прошлым годом статистика
ухудшилась на 10 и более процентов. Эксперты видят причину неэффективности мер
повышения безопасности в том, что число автомобилей каждый год увеличивается на
3%, растет и армия автолюбителей, в основном, за счет молодежи. Тот, кто уверен
в себе на дороге, должен иметь в виду, что за других он поручиться не может.