0
04:18

Сколько стоит безопасность на дороге?

Стратегия усиления безопасности на дорогах «Визия 0» родилась в Скандинавии десяток лет назад. Шведы решили к 2030 году сократить число погибших и раненых на дороге вдвое, а еще через 20 лет свести смертность от ДТП к нулю. Сегодня к программе присоединились многие страны ЕС, в том числе, с этого года Литва.  Амбициозный проект в министерстве транспорта представили в марте, общий бюджет не называется – трудно планировать на четверть века вперед. Но и отдельные цифры в десятки и сотни млн евро звучат впечатляюще – эти бы деньги раздать транспортным предприятиям, может, проблемы решились бы сами?

Считают на 12 лет вперед

В литовской версии программы «Визия 0» вписаны обязательства к 2030 году снизить число превышений допустимой скорости на 20%, пренебрежение ремнем безопасности на заднем сидении и пользование телефоном за рулем сократить на 40%, на 25% уменьшить число пешеходов без отражателей и т.д. Если учесть, что к тому времени правительство сменится трижды – можно и не такое пообещать. Например, увеличить длину пешеходных и велосипедных дорожек на 18% — этот пункт тоже вписан в стратегию. Однако, более-менее точные планы мероприятий по усилению безопасности и цифры их финансирования озвучены лишь на ближайшие годы.

К концу 2020 года в бюджет транспортной отрасли заложено порядка 40 млн евро на инженерные усовершенствования опасных зон. В перечне мер – освещение сотни нерегулируемых пешеходных переходов, два десятка кольцевых перекрестков, строительство 40 км дорожных ограждений, а также, островков безопасности и возвышений у перекрестков. Проверено, что эти средства лучше радаров следят за снижением скорости у жилых зон. Кроме того, для контроля скорости дополнительно установят 4 сотни стационарных «скворечников», еще сто секторных измерителя скорости. Эти фиксируют скорость движения в двух точках на расстоянии друг от друга и вычисляют среднюю на отрезке пути, так что, экстренное торможение перед радаром уже не спасет. Также закупят 4 десятка так называемых комплексных средства контроля – сейчас для этих целей используют дроны. Один такой «контролер» висит в центре столицы на перекрестке у мэрии и кроме скорости следит за соблюдением сигналов светофоров, полос движения и пр.

Велосипедам и пешеходам не место на трассе

Один из пунктов программы по повышению безопасности на дорогах касается разделения потоков автомобилей и велосипедов на трассе. Минтранс сообщил с гордостью – в бюджет заложено строительство 25 км велосипедных дорожек. Заметим, даже в масштабах столица это не много, не то что в масштабах страны. Тем временем, у нас между автомобилистами и велосипедистами на дорогах кипит прямо-таки классовая борьба.

По данным страховых компаний, любители двухколесного транспорта сами нередко виновны в авариях. К примеру, правило переходить улицу с велосипедом в поводу у нас не принято соблюдать. А ведь водитель грузовика на выскочившего у перехода велосипедиста может попросту не успеть среагировать. Еще внимательнее на двух колесах нужно оценивать ситуацию на поворотах – тут легко ошибиться в расчете скорости сближения. Да что поворот – обычный объезд на дороге может иметь роковые последствия. Представьте разницу в весе и скорости велосипеда и многотонного тягача. Даже стоящего у обочины человека вместе с велосипедом может легко затянуть в область пониженного давления позади прицепа, а следом едущие фургоны усугубят последствия.

Поэтому, правила дорожного движения предписывают велосипедам двигаться по проезжей части только в том случае, если нет рядом велосипедной дорожки, специально выделенной полосы или пригодной для проезда кромки дороги. Лицам моложе 18 лет запрещено выезжать на шоссе, а скоростные трассы и автобаны запрещены для велосипедов вообще. Много ли любителей двухколесного транспорта соблюдают дорожные правила и запреты? Не удивительно, что дальнобойщики к велосипедам, мопедам и мотоциклам на трассе относятся с плохо скрываемой неприязнью.

Между тем, в соседней Латвии с 2014 г. ужесточили запреты и ограничения для пешеходов на загородных участках трасс. Для них как и для велосипедистов ввели обязательный жилет безопасности, а за отсутствие отражателей на одежде начали штрафовать. И за три года число пострадавших в авариях пешеходов снизилось на 15%. Не вдвое, как обещает наш министр транспорта Рокас Масюлис, но ведь и вклад государства здесь ограничился выпуском новой редакции правил дорожного движения. Жилетки местные жители купили сами.

Внимание, дорожные работы

Сейчас с приходом весны вновь развернули строительство и ремонт дорог. В этом году на расширение и улучшение дорожной инфраструктуры выделено порядка 500 млн евро. Треть бюджета средств Еврофондов пойдет на продление литовско-польской магистрали E67 („Via Baltica“). Оставшиеся две трети предназначены на развитие сети государственных дорог, из них 34 млн евро инвестируют в автомагистраль Каунас – Мариямполе, которую обещают закончить к концу следующего года. Часть средств программы пойдет на реконструкцию дороги Шилуте – Русне, в том числе на эстакаду. Еще на 53 млн евро планируют заасфальтировать более 1000 км грунтовок. Для дальнобойщиков эта последняя категория дорог не столь важна, но отрадно, что и в глубинке Литвы люди получат пользу от инвестиций ЕС.

В целом в масштабах Евросоюза гибнет в авариях ежегодно более 20 тысяч человек и впятеро больше получают тяжелые травмы. В Литве в текущем году отмечается повышение аварийности на дорогах, за первый квартал зафиксировано 66 ДТП, погибло 7 человек, пострадало 69 – по всем показателям в сравнении с прошлым годом статистика ухудшилась на 10 и более процентов. Эксперты видят причину неэффективности мер повышения безопасности в том, что число автомобилей каждый год увеличивается на 3%, растет и армия автолюбителей, в основном, за счет молодежи. Тот, кто уверен в себе на дороге, должен иметь в виду, что за других он поручиться не может.

Источник: cargonews.ua

Авто

читать больше