Нехватка дальнобойщиков докатилась до Европы. Особенно
сложная ситуация сложилась в Испании: там средний возраст водителя большегруза
превысил 55 лет.
В Испании некому водить грузовики. По прогнозам экспертов, в
течение ближайшего десятилетия более 70% ныне работающих водителей большегрузов
уйдут на пенсию. В связи с этим дефицит профессионалов (сегодня стране не
хватает 15 тысяч водителей) будет расти. Работодатели утверждают: нехватка
сотрудников уже сейчас тормозит развитие автомобильных грузоперевозок и создаёт
проблемы для экономики страны, и в будущем эти тенденции будут усиливаться.
Молодой водитель – большая редкость
Средний возраст дальнобойщика в Испании составляет около 55
лет. Он постепенно растёт, потому как опытные водители выходят на пенсию, а
молодежь в этой работе не заинтересована – прежде всего из-за её характера. Не
каждый молодой человек захочет ездить в дальние рейсы и проводить ночи в
спальнике. Кроме того, у дефицитной профессии довольно высокий порог вхождения:
стоимость получения прав для управления большегрузом составляет около 3000
евро. Еще один минус – невысокие для Западной Европы зарплаты: водители,
работающие на «коротком плече», получают в среднем 1400 евро в месяц, а
дальнобойщики, выполняющие рейсы по всей Европе – 2000 евро.
Европейские компании разными способами решают проблему
дефицита водителей. Некоторые перевозчики покупают дальнобойщикам легковые
авто, а кто-то арендует для них дома. Испанские перевозчики идут другим путём:
они связываются с автошколами и просят предоставлять информацию об учениках,
получающих соответствующие водительские удостоверения.
Обратную связь предприниматели получают нечасто: молодежь
редко сдаёт на коммерческие права.
— Водитель вилочного погрузчика на складе работает 8 часов в
день и ночует дома. А зарабатывает он столько же, сколько дальнобойщик, который
работает больше и часто не знает, где остановится на ночлег. Поэтому молодой
водитель большегруза сегодня большая редкость, что-то вроде снежного человека!
– говорит президент Каталонской ассоциации грузоперевозчиков Эваристо Маганья.
Каталонские предприниматели провели эксперимент, чтобы
продемонстрировать, насколько востребована профессия водителя. Они
зарегистрировались на рекрутинговом сайте и создали вымышленный профиль
опытного дальнобойщика, 40-летнего мужчины с 20-летним стажем. От предложений
работодателей не было отбоя: многие компании предложили несуществующему
водителю оклад, значительно превышающий среднюю зарплату по стране.
Российские проблемы каталонских перевозчиков
Ситуация ухудшается, и многим компаниям приходится
отказываться от заказов из-за нехватки водителей. Например – компания Fredist
из Каталонии. В её штате – сотня водителей, но их недостаточно для выполнения
всех поступающих заявок.
— Электронная коммерция значительно увеличила объемы
перевозок, но грузоотправители корректируют ставки под себя, а повышение
зарплат затруднено из-за низкой маржинальности, - жалуется представитель
компании Джоан Казановас.
Одна из причин низкой доходности бизнеса – постепенно
растущие цены на топливо. За последние 20 лет горючее подорожало вдвое, а
тарифы на грузоперевозки практически не изменились.
Предприниматели не закладывают растущие издержки в
стоимость перевозки, опасаясь демпинга со стороны конкурентов: эта проблема
актуальна как в Испании, так и в России.
— Эта ситуация привела к обнищанию сектора, - жалуется глава
каталонской гильдии перевозчиков Хоаким Гил. – Именно поэтому зарплаты
водителей такие невысокие.
Заказы, которые не могут обработать местные перевозчики, всё
чаще достаются их конкурентам из Восточной Европы. Расходы на социальное
обеспечение у них на 50% ниже, чем у испанцев: это позволяет снижать ставки и
вытеснять местных игроков. Не помогает даже "Пакет мобильности" –
недавно принятый закон, усложняющий работу восточноевропейских перевозчиков в
Центральной и Западной Европе.
Поэтому испанским компаниям приходится изобретать нестандартные
решения: например, сотрудничать с муниципальными центрами занятости, заниматься
популяризацией работы водителя.
— Мы отказались от традиционной процедуры рекрутинга и
действуем наоборот, – рассказывает представитель каталонской транспортной
компании. – Мы сами стараемся заинтересовать соискателя,
понравиться ему. Компания должна проявить себя с лучшей стороны, чтобы люди
захотели в ней работать.