Эксперты убеждают, что схема работы экспедиторов должна
измениться. Для этого, прежде всего, необходимо изменение ума, потому что
инструменты, которые позволяют гораздо быстрее, перевозки грузов, также
благодаря обмену данными между компаниями, уже есть. Самые большие уже
используют их.
Я помню времена, когда мы использовали 5-6 экспедиторов. Не было
необходимости создавать какое-то сложных баз данных. Если кто-то имел
транспорт, скажем, в Мюнхене, спрашивал коллег, в какие перевозчики стоит
написать или позвонить, – вспоминает Агата Стешак, начальник отдела
экспедирования в компании Crusar. – Сейчас это физически невозможно. Компания
росла, количество клиентов тоже. Экспедиторы сидят в нескольких помещениях,
работают на огромном количестве различных данных. И иногда, к сожалению,
невозможно быстро определить, кто имеет какую информацию и над чем работает, а
обмен информацией и быстрое общение-это основа в наших командах.
Бывает, что экспедитор работает для какого-то клиента. Имеет несколько „своих” перевозчиков, которые часто по нему ездят. Но если попадет-то внезапное, дополнительные поручение, или автомобиль одного из субподрядчиков ломается, должен быстро искать грузовик.
Может даже не знать, что в этой же компании, помещение рядом сидит другой экспедитор, работающий для клиента, который отправляет товар на очень похожие маршруты. Имеет аналогичные требования, сроки. Однако для него ездят совершенно другие перевозчики, помощь от которых можно было бы воспользоваться сейчас, в исключительный момент.
Excel-это слишком мало. Поиск перевозчиков занимает слишком много
времени
Агата Стешак признается, что это типичный пример одной из больших проблем отрасли. Некоторые называют ее ярко проблема „островов данных”. Дело в том, что отдельные компании, отделы, а иногда и люди, имеют набор информации, о которой знают только они. Иногда не имеют желания, а иногда и средств, чтобы ими делиться. И это эффективно препятствует сотрудничеству.
В малом масштабе существует пример с двумя экспедиторов, которых отделяет друг от друга стена. В большем это видно на основе работы логистического оператора, который функционирует именно как отдельный остров.
Имеет свой TMS, имеет свою базу перевозчиков и с ними обмен
данными. С внешним миром работает, почту, телефоны и т. д. На самом деле
отрезан от внешних ресурсов, – объясняет Марек Прошчински, global account manager в
Транс.eu.
Экспедиторы прекрасно понимают эту проблему. И ищут решения.
Мы постарались устранить проблему отсутствия обмена информацией
между сотрудниками. На самом деле решение кажется простым – правильный
инструмент, что-то наподобие базы данных. И мы делали что-то подобное. Только
что сама список перевозчиков, например, в Excel не достаточно. До тех пор, пока этот инструмент не
позволит экспедитору быстро общаться с внешним миром, прямо из него, без
посредничества по электронной почте или телефону, ничего не выйдет, – убеждает
Агата Стейчек. – Кроме того, такая связь должна быть возможна с несколькими
несущими одновременно. Чтобы экспедитор не придется для каждого писать
отдельно, предлагая заказ.
Sharing economy в транспорте – не для каждого?
Благодаря таким упрощения общения и обмена информацией позволило сэкономить время, затрачиваемое на поиск субподрядчика, но и пошел дальше – к оптимизации транспортных средств.
Бывает, что один экспедитор имеет двух клиентов с грузами,
например, для уже упомянутого Мюнхене. Они хотят перевезти их в такой же срок.
Разве не было бы хорошо, чтобы система предложила сочетание этих грузов в одном
грузовике? Это была бы большая экономия для всех участников цепочки поставок, а
и на окружающую среду хорошо бы это повлияло, – считает представитель Crusar.
– Конечно, такая экономика сотрудничества (sharing economy) требует изменения
мышления не только о транспорте, но и в управлении предприятием. Но я думаю,
что для многих компаний это было бы интересным решением, добавляет он.