Прорезание тентов – перманентная проблема, прежде всего, в
таких государствах, как Великобритания, Германия, Франция и страны Бенилюкса.
Например, по сообщениям европейских СМИ, в Германии каждые 20 минут грабят
грузовик, что ежегодно приносит многомиллиардные убытки. Поэтому
дальнобойщикам, конечно же, рекомендуется выбирать в первую очередь безопасные
места стоянок (проверенные, хорошо освещенные, на которых отдыхает много
водителей), ну а при малейшем подозрении на ограбление – обращаться в
полицию. Однако сами перевозчики считают проблему повреждения тентов куда более
серьезной.
CMR-страхование и страхование грузов.
Сегодня страховой полис CMR позволяет защитить перевозчика
от финансовых обязательств за утрату или повреждение груза в результате, к
примеру, угона автомобиля или кражи. То есть это механизм компенсации
грузовладельцу ущерба, нанесенного по вине перевозчика. При этом наличие вины
перевозчика еще необходимо доказать, что делается на суде. Поскольку, согласно
любому договору страхования, в том числе CMR, перевозчик не имеет права
признавать себя виновным самовольно.
Если перевозчик не виноват в грабеже, CMR страхование не актуально, и все претензии адресуются третьему лицу-виновнику. Например, если водитель припарковал машину в непредусмотренном для стоянки месте и злоумышленники украли часть груза, разрезав тент, перевозчик может рассчитывать на CMR-страховку. Если же водитель действовал по правилам, но стал жертвой нападения грабителей, отчего пострадал сам и лишился груза, CMR страховка перевозчику не поможет. Единственное, что его может утешить, – это ограничение по компенсации нанесенного грузовладельцу ущерба (не больше 8,33 SDR* за килограмм), предусмотренное CMR конвенцией.
Иными словами, категорически не стоит путать CMR страхование
со страхованием грузов, так как последнее защищает интересы грузовладельца или
грузополучателя, но не перевозчика. При наличии отдельного страхового
полиса на груз страховая компания обязана компенсировать ущерб, нанесенный
грузу, а потом разбираться с перевозчиком или третьим лицом.
На что же еще идут сами грузоперевозчики, чтобы хоть как-то обезопасить и сохранить груз?
Армирование тентов.
Нередко транспортные компании заказывают армированный тент.
При этом, как отмечают производители, переделать можно и имеющийся тент
(главное, чтобы он был в хорошем состоянии). В зависимости от высоты
защищенного пространства (выше или ниже 1,8 м), такой тент будет стоить от 200
до 400 евро. Также важно учесть и то, что он примерно на 200 килограмм тяжелее
стандартного, что, разумеется, влияет на грузоподъемность и расход
топлива.
Сигнализация.
Cтудент факультета транспорта и логистики Высшей школы
в немецком Бремерхафене Andreas Giessler создал специальную систему
безопасности Alarmplane – сигнализацию, срабатывающую в момент повреждения
груза. Тент снабжен густой сетью проводов, сделанных из похожего на кевлар
материала и соединенных с сигнальным блоком, который крепится к брезенту в
грузовом отсеке, то есть он не виден снаружи. Если один из этих проводов будет
разрезан, включится сигнал тревоги громкостью 110 децибел (максимально
допустимая громкость для системы охранной сигнализации).
При этом устройство, благодаря собственному источнику
питания, работает независимо от системы питания грузовика. Более того, блок
управления функционирует на основе специального программного обеспечения, что
позволяет максимально сократить потребление энергии. В результате двух
9-вольтных батареек должно хватать на несколько лет. Наконец, по словам
изобретателя, системой невозможно манипулировать из-за отсутствия
соответствующих интерфейсов. Несмотря на все положительные моменты, стоит
учесть, что стоимость продукта составляет 2000 – 3000 евро.
Не отстают от немцев и голландские ученые из Технического университета Эйндховена, разработавшие программную систему для камер наблюдения, которую можно будет использовать в портах или на стоянках грузовиков и которая сможет распознавать потенциальных воров. В ближайшее время в Голландии и Бельгии должны начаться первые практические испытания.
Вышеописанные решения, несомненно, являются интересными.
Однако на практике своего масштабного применения пока не получили, а
некоторые из них находятся на стадии разработки. Кроме того, многие перевозчики
решат, что выгоднее починить разрезанный тент или купить новый, чем тратиться
на такую «роскошь», как, например, сигнализация за несколько тысяч евро.
Проблема повреждения тентов является актуальной для перевозчиков очень много лет, и идеального решения пока нет. В этом случае остается лишь полагаться на бдительность водителей, пользоваться только проверенными стоянками, надеяться на более эффективную работу правоохранительных органов европейских стран и ждать инновационных технологических решений.
* SDR –
специальные права заимствования, искусственное резервное и платежное
средство, эмитируемое Международным валютным фондом (МВФ). Имеет только
безналичную форму в виде записей на банковских счетах. Не является ни валютой,
ни долговым обязательством. Курс SDR публикуется ежедневно и определяется на
основе долларовой стоимости корзины из пяти ведущих валют: доллар США, евро,
китайский юань, иена и фунт стерлингов.
Источник: NEWSE100