Когда-то в
России американских капотных грузовиков было немногим меньше, чем европейских
бескапотников. Почему они пользовались популярностью в нулевые и где их можно
встретить сегодня?
О «золотом
веке» американских грузовиков рассказал блогер Миша Дизель.
— Мы
находимся на федеральной трассе М7 в пригороде Чебоксар. Мы стоим уже минут 20
и пытаемся сосчитать, сколько американских грузовиков проедет мимо нас. За это
время проехала пара сотен фур, но ни одного американца мы так и не встретили.
Попробуем разобраться, куда исчезают американские грузовики с российских
дорог.
За час на
федеральной трассе, на одной из самых загруженных дорог России мы встретили
всего одного американца. А раньше, каких-то 15 лет назад их было чуть ли не
больше, чем европейских грузовиков.
Перенесемся
в 2007 год. Это был последний год золотой эпохи грузоперевозок в новейшей
истории России. В тот год было продано более 50 тысяч новых и подержанных
грузовиков иностранного производства. Рейтинг продаж иномарок возглавляла
шведская компания Volvo, на втором месте располагался MAN, на третьем – Scania.
На четвёртом – держитесь крепче! – находился американский Freighliner. Это мы
говорим о совокупных продажах новых и подержанных грузовиков, но если
рассматривать импорт только подержанных грузовиков, то Freightliner окажется на
первой позиции, тогда он занимал более 20% рынка!
В нулевые из
американцев больше всего в нашу страну, как вы уже поняли, было завезено именно
Freightliner’ов. За ними шли менее популярные марки – International, Volvo
(именно американские, а не европейские), Kenworth, Peterbilt, Mack и экзотика
вроде Sterling и Western Star. Основу всех импортированных американских грузовиков
составляли дешевые траки из крупных компаний-перевозчиков Нового Света.
Соответственно, это бедные комплектации и достаточно скромные исполнения, без
знакомых по американским фильмам хромированных труб и многочисленных лампочек.
— Вот этот
Freighliner Century стоит на продаже уже, наверное, года три. Если заглянуть в
интернет, то мы увидим, что сегодня в России подержанных Фредлайнеров продаётся
более трехсот единиц. Ну а цены на эту модель, Century, начинаются с 500 тыс.
рублей. За неплохо выглядящую машину 1999 года выпуска придется заплатить
700-730 тысяч. Конечно, это будут достаточно уставшие машины.
Иными словами, за сравнительно небольшие деньги вы можете стать
счастливым (а чаще всё-таки уже несчастливым, если принять во внимание возраст
и состояние машин) обладателем настоящего американского грузовика, пусть и в
бюджетном исполнении.
Взлёт и падение
В чём же
секрет такой бешеной популярности американских грузовиков в нашей стране в
сытые нулевые? Россия по своим масштабам всё же ближе к США, чем к Европе.
Кроме того, у нас отсутствуют такие жесткие ограничения по длине автопоезда,
которые есть в ЕС. Плюс в России водители, не избалованные комфортом,
работавшие в крохотных кабинках ГАЗонов, КамАЗов и МАЗов с радостью восприняли
огромные кабины американцев, которые можно сравнить с небольшой квартирой на
колесах. Кроме того, длинная колесная база и три оси гораздо устойчивее на
скользком покрытии – например, после дождя, в снегопад или гололед. А два
ведущих моста добавляют уверенности при движении в зимнее время года.
Все
вышеперечисленные достоинства с лихвой перекрывали недостатки этих машин. А
недостатки у американцев тоже были – это большие габариты, плохая
маневренность, шум и тряска при движении внутри кабины, несинхронизированные
коробки передач и высокий расход топлива.
Но
американец американцу рознь. Конечно, в Россию завозились и приличные грузовики
– с огромными спальниками, богатым оснащением и в хорошем состоянии. Но всё же
большая часть ввезенных машин была из крупных парков. Помимо того, что были
они, как правило, в скудной комплектации, так еще и состояние у них было «без
слёз не взглянешь». Но цена была бросовой, поэтому наши перекупщики завозили их
огромными партиями. А неискушенные на тот момент российские перевозчики с удовольствием
их покупали.
Продажи американцев только росли, а сервисы продажи запчастей набирали
обороты. Так что же случилось? Почему сегодня американцы исчезают с российских
дорог?
Самый
сильный, сокрушающий удар нанес кризис 2008 года. На тот момент площадки
продавцов оказались забиты только что пригнанными и оказавшимися никому не
нужными машинами. А многие грузовики за неуплату отбирали лизинговые компании и
банки. Перевозки рухнули, а вместе с ними упали и продажи подержанных
американцев.
Тем временем
государство начало жесткое и планомерное затягивание гаек, чтобы защитить
отечественного производителя от засилья подержанных иномарок и ввело
запретительные таможенные пошлины. Этим оно поставило крест на массовом ввозе
американских грузовиков в нашу страну.
А ведь в
своё время под Питером даже организовали производство американских грузовиков
под брендом International, но время было выбрано крайне неудачно – аккурат 2008
год. Производство американцев в России закончилось, едва успев начаться.
Где они сегодня?
Что
происходит с американскими грузовиками в России сейчас? В экономическом плане
они проигрывают европейцам. Дело в том, что американские траки заточены под
чуть большую крейсерскую скорость, поэтому у них немножко другие передаточные
числа в трансмиссии, в отличие от европейцев. Вкупе с двумя ведущими мостами
это отрицательно сказывается на расходе топлива. Среднестатистический
современный европеец с обычным полуприцепом расходует меньше 30 литров солярки
на 100 километров – такими показателями американцы похвастаться не могут.
Но зато американские тягачи отлично себя чувствуют под самосвальными
полуприцепами, под «бочками» или в перевозках тяжеловесных грузов.
Ну и
конечно, американцы просто великолепны там, где важна проходимость – всё-таки
два ведущих моста «решают». А в целом, если рассматривать перевозки в России, в
качестве магистрального грузовика европеец всё-таки будет предпочтительнее.
Сегодня
массовый ввоз американцев в нашу страну прекращен, хотя какие-то единичные
случаи всё-таки встречаются. В основном же приходится говорить о машинах,
которые были ввезены в Россию еще в сытые нулевые. Небольшой процент этих
грузовиков осел у настоящих ценителей американских траков – они следят за ними,
поддерживают в отличном состоянии и продолжают эксплуатировать. Но подавляющее
большинство американских грузовиков, встречающихся на российских дорогах,
находится в удручающем состоянии. А те сервисы, которые в свое время были
заточены под обслуживание американцев, сегодня либо закрыты, либо
перепрофилировались на ремонт автомобилей на других марок. Многие запчасти
приходится искать либо на разборках, либо заказывать с большим сроком ожидания
и соответствующим ценником.
Хочу
выразить сожаление, что эти большие, красивые и по-настоящему интересные
грузовики практически исчезают с наших дорог.
Но еще больше я боюсь, что подобные сюжеты в скором времени придётся
снимать и про европейцев.