Правительство
определило перечень мер, призванных предотвратить завоз и распространение
COVID-19. Соответствующее постановление № 171 было опубликовано 25 марта.
Особое внимание в документе уделено работе транзитных международных
перевозчиков. Им предписано передвигаться только по республиканским автодорогам
из утвержденного списка. Остановки для отдыха и заправки — только в установленных
местах. Всего на территории страны определено 50 таких АЗС.
Более того,
транзитные перевозчики теперь обязаны выехать из страны уже на следующий день
после въезда. К реализации положений документа привлечено несколько министерств
и ведомств. Что же реально изменилось в работе дальнобойщиков, выяснял
корреспондент «Р».
Движение по карте
Каждый день
через пункт пропуска «Козловичи» белорусско-польскую границу пересекает до 2,5
тысячи фур. Около 70 процентов грузов — транзитные. Пару недель назад
очередь из автопоездов здесь растягивалась на несколько километров. Теперь
обстановка в «Козловичах» практически камерная. Перед въездом на территорию
пункта пропуска с десяток грузовиков. Разговорился с дальнобойщиком
Виктором:
—
Практически месяц я провел дома, в Бресте. Теперь вот отправили во Францию.
Снабдили масками, запасом антисептика. Еду и не знаю, чего ждать. Конечно,
тревожно. Буду добросовестно соблюдать меры предосторожности, что еще остается?
Коллега
Виктора Адам только что въехал на территорию Беларуси из Польши. Адам
живет в Варшаве, работает на небольшую транспортную компанию. Конечный пункт
его назначения — Смоленск. Адаму 50 с небольшим. Водитель рассказывает,
что для отрасли наступили сложные времена:
—
Дальнобойщиком я работаю с 25 лет и такого не припомню. Сегодня каждый заказ на
вес золота. Продукты питания — самый ходовой товар, а все остальное
продается неважно. В Россию везу комплектующие для швейного оборудования —
это скорее исключение, чем правило.
В кабине
грузовика лежит распечатанная карта Беларуси. Ее дальнобойщику дали на границе.
На карте отмечены дороги, по которым можно передвигаться транзитному
транспорту, разрешенные места для остановок. Первое из них — АЗС
«БелТрансОйл» — находится в нескольких километрах от пункта пропуска
«Козловичи».
— То, что
принимаются такие меры, — это хорошо, — говорит Адам. — Важно
максимально себя обезопасить, но при этом отрасль грузоперевозок должна
работать. Как минимум людям нужно что-то есть. От этого никуда не денешься.
Локтевые дезинфекторы скоро появятся на
многих заправках «Белоруснефть».
Водители в масках
На АЗС я
насчитал больше двух десятков автомобилей. Большинство с польскими номерами.
Есть перевозчики из Беларуси, России, Литвы, Чехии. Многие автомобили с
занавешенными окнами: водители отдыхают после долгой дороги.
На АЗС можно
поменять деньги, купить самое необходимое. Работают душ и туалет. Оператор
Вероника Гмир рассказывает о переменах, которые произошли за последнее
время:
— Не могу
сказать, что посетителей стало больше или меньше, у нас всегда многолюдно. А
вот водителей, которые носят маски, прибавилось. Примерно половина использует
индивидуальные средства защиты. Как видите, наши сотрудники тоже в масках,
возле касс стоит антисептик. На полу наклеены желтые полосы, чтобы водители не
толпились, а стояли на расстоянии метр-полтора друг от друга. Каждый день нашу
работу проверяют санитарные службы — претензий не возникало.
Дальнобойщик
Степан покупает бутылку воды и печенье. Он из Украины. Работает в Польше.
Едет в Россию. Рассказывает:
— Работа
как работа. Что-то радует, что-то огорчает. Вот, прошел границу за два
часа — и счастлив. Две недели назад пришлось стоять 40 часов. Температуру
по-прежнему измеряют и поляки, и белорусы. Это правильно. На границе дали карту
транзитных дорог. Сказали, что завтра я должен покинуть территорию Беларуси.
Времени не много, но придется справиться. Выбора нет.
Яркие полосы на полу помогают посетителям
держаться друг от друга на расстоянии 1 — 1,5 метра.
Степан
рассказывает, что фур на европейских дорогах стало заметно меньше. А вот
простаивающих автопоездов больше:
— В
Люблине рядом с нашей компанией находится еще одна. Так, раньше на стоянке
можно было видеть одну-две фуры. Сейчас постоянно стоят 7–8 машин. Наверное,
работы стало все же меньше.
Вынужденные перемены
Следующая
заправка находится в 11 километрах от пункта пропуска «Козловичи», рядом с
Каменецким кольцом. Здесь та же картина: примерно 20 фур. Водители отдыхают.
Рабочие, уборщики носят маски. Оператор АЗС «Белоруснефть» Юлия
Гапонюк говорит, что статус «транзитной» в работе заправки мало что изменил:
—
Дальнобойщиков больше не стало, это точно. Что касается масок, то мы их носили
и прежде. Вот, видите, перед окошками стоит антисептик, есть инструкция. Люди
им активно пользуются. Практически каждый дезинфицирует руки. Перед стойкой
оператора наклеили красные линии, установили защитное стекло. Безопасность
превыше всего.
В
пресс-службе производственного объединения «Белоруснефть» рассказали, что
предприятие усилило меры по профилактике коронавируса. На АЗС строже
контролируют санитарное состояние и наличие средств гигиены. Чаще проводятся
уборка и санобработка с применением дезсредств, а также дезинфекция
поверхностей и оборудования.
— Возле
касс и в санузлах установлены антисептики. Контактирующий с покупателями
персонал обеспечен перчатками и масками, установлены защитные экраны из
оргстекла в прикассовых зонах многих АЗС. На заправках появятся ограничительные
полосы для соблюдения дистанции и локтевые дозаторы.
Смолянин
Егор держит курс из Нидерландов на Ижевск. К профилактическим мерам он
относится с пониманием и всяческим одобрением:
— Все
страны борются с этой угрозой. Контроль стал заметно строже. Мне измеряли
температуру на предприятии в Бельгии, затем немецкая полиция, белорусские
медработники на границе. Все относятся к таким мерам с пониманием. Машин на
европейских автобанах меньше не стало. А вот города практически пустынны. В
помещениях придорожных АЗС постоянно работают уборщики. Они практически не
уходят. Прошел человек — протирают пол. Повсюду расставлены антисептики.
Белорусские таможенники мне рассказали об изменившихся правилах движения
транзитного транспорта. Заметил вынужденные перемены на заправке. Это
правильно. С пандемией можно справиться только совместными усилиями.
Анна КУРИЛЕНОК, пресс-секретарь
Министерства транспорта и коммуникаций:
— Минтранс
определил маршруты движения транзитных транспортных средств по территории
Беларуси, а также 50 мест для отдыха и питания водителей. При определении их
количества и расположения министерство руководствовалось двумя принципами:
равномерного распределения по территории страны и достаточного, но не
избыточного количества. Наличие необходимого количества дезинфицирующих
средств, а также средств индивидуальной защиты обеспечивают владельцы АЗС и
контролирует санитарно-эпидемиологическая служба. Соблюдение установленного
режима водителями, осуществляющими международные транзитные перевозки,
контролирует транспортная инспекция. Нарушители будут привлекаться к
ответственности.