«Нам сказали — терпите», — говорят
белорусские дальнобойщики, застрявшие на афгано-узбекской
границе. Девять водителей уже несколько месяцев в буквальном смысле живут
в своих грузовиках. Узбекистан не пропускает их из-за карантина.
Некоторые из них приехали к границе еще после Нового года, но не смогли
пройти границу из-за проблем с документами, а сейчас уже — из-за
коронавируса. Последний из «застрявших» приехал около месяца назад. Живут
водители в антисанитарии, без лекарств и помощи уже не ждут.
«В магазин
можно заходить по одному, туалет — домик с дыркой, как
в деревне»
Стоит
сказать, что в Узбекистане принимаются официальные
меры против распространения COVID-19. Но ограничения не касаются
международных грузоперевозчиков.
Машины
с белорусскими водителями, застрявшие на границах, принадлежат разным
фирмам: кто-то работает на россиян, кто-то на литовцев. Все фуры
к границе приехали без грузов.
— Никаких
перемен нет, стоим, с нами даже разговаривать не хотят. Поехать
на границу с Таджикистаном мы не можем — это опасно,
ведь в той стороне военные действия, — рассказывает водитель Иван.
До этого мы общались с ним четыре дня назад. — В нашем
«полку» прибыло: еще две машины пришли — немецкая и литовская —
за рулем белорус и казах.
Мужчина
говорит, что деньги фирма ему присылает, с этим проблем нет. Только вот
как за них потом отчитываться, он не знает, ведь зарплата
зависит от пробега, которого сейчас нет.
Дальнобойщик
говорит, что в Хайратоне (приграничный город на севере Афганистана.
— Прим. ред.) больных коронавирусом нет, но введен карантин.
В магазин
водители ходят в маске, едят в полуприцепе. Фото читателя Андрея
— Один
магазин работает, по одному обещают пускать. Если кто-то заболеет,
то что делать, понятия не имею: больницы тут нет, ближайшая
в Мазари-Шариф (в 83 км. — Прим. ред.). Надеемся, что
до этого не дойдет.
Сейчас
дальнобойщики держатся вместе, с местными жителями стараются
не общаться. В магазин ходят в маске, едят в полуприцепе.
Моются, стирают белье и споласкивают посуду в грязной воде
из Амударьи.
— Кругом
грязь, в туалет — это домик с дырой, как в деревне, —
заходить страшно. Сушим одежду на дверях машины, тепло, сохнет
быстро, — описывает нынешний быт дальнобойщиков Иван.
— Мы уже
весь Узбекистан фотографиями закидали, все инстанции… Все бесполезно:
узбеки — непробиваемые! Прочитали отзывы после первой статьи…
Мы никому не нужны, и никто не может решить вопрос, нет
смысла чего-то добиваться… — грустно говорит еще один дальнобойщик Андрей.
Сотрудники посольства
Беларуси в Узбекистане сообщили AUTO.TUT.BY, что с самого
начала держат на контроле эту ситуацию и активно работают
с компетентными госорганами Узбекистана, посольством Афганистана
в Узбекистане, белорусскими диппредставительствами. Также они ежедневно
находятся на связи с руководством водителей, их родственниками.
— Узбекская
сторона не впускает транспортные средства на свою территорию, так как
в соответствии с решением правительства Узбекистана с начала
марта текущего года приостановлено автомобильное сообщение между Узбекистаном
и Афганистаном (за исключением экспорта продукции из Узбекистана
в Афганистан), включая транзит автотранспортных средств, — объясняют
белорусские дипломаты.
Но на каком
основании запрещен транзит для фур, в посольстве не сообщили.
Кроме того,
в белорусском посольстве отметили, что они проработали альтернативные
маршруты через Таджикистан, их предложили руководителям транспортных
компаний.
— Они
отказались от этих вариантов, так как это большие денежные затраты,
и оставили своих работников на территории Афганистана, фактически
оставив их в сложной жизненной ситуации.
Сейчас
посольство согласовывает проезд фур по территории Казахстана
и России. Когда будут итоги — материалы направят в МИД
Узбекистана для получения разрешения на транзит.
В то же
время в таможне и Минтрансе Узбекистана AUTO.TUT.BY подтвердили:
ограничения из-за коронавируса не распространяются на транзитных
грузоперевозчиков. Почему в таком случае на узбекском пункте пропуска
не пропускают фуры, в этих госведомствах не сообщили.
AUTO.TUT.BY
не смог дозвониться до фирм-перевозчиков, чьи машины застряли
на границе.
Перед
публикацией материала нам поступила информация, что Минтранс Узбекистана
связался с дальнобойщиками и уточнил номера фур, которые стоят
на границе.