Мозырянин Андрей Чередин сам когда-то работал водителем
грузовика, теперь вербует белорусских водителей. Его фирмы-клиенты находятся на
территории Варшавского договора. (Западнее — «другой климат».) Насмотрелся
всякого, говорит, уже по разговору научился различать, из какого райцентра
звонит соискатель. Кто попало не подходит, нужны приличные люди. Подведут
работодателя — пострадает репутация вербовщика. В то же время и работодатель
должен быть надежный — Андрей считает себя в ответе за тех, кого отправил в мир
наживы и чистогана. Рассказывает, как устроена эта система и, главное, чего
надо бояться.
Пока читаете, важно помнить: это рассказ человека, который
целенаправленно и легально занимается вербовкой. У него свои резоны. В то же
время он рассказывает интересные и полезные вещи.
Содержание
Как попасть в плохую фирму
Зачем грабить дальнобойщика? Может, найти кого-нибудь
попроще?
«Проститутки? Да там ничего интересного»
Бедная страна — много контролеров
Усыпляющий газ: байки или факт?
Взял телефон — штраф
Зарплаты от 1800 евро
«Из пяти отсеиваются четверо»
В Житковичах — веселые, в Светлогорске — судимые...
Правильно уволиться — нужен особый талант
Плохая фирма
Для начала расставим некоторые точки над ё. Чередин — один
из 220 (примерно) белорусских предпринимателей, получивших лицензию на такую
деятельность. По его словам, из этого числа целенаправленно занимаются
трудоустройством в Европе человек 60, у остальных немного другая специфика.
Многие хотели бы водить грузовик по Евросоюзу, но не все
могут. В числе приятностей этой работы — относительно большая зарплата и
хорошие дороги. Но нам больше интересны неприятности, которые могут встретиться
на этих хороших дорогах.
Все знают, что «посредники придуманы, чтобы увеличивать цену
продукта». Почему нельзя наняться шофером фуры в Польшу или Чехию за бешеные
деньги напрямую? Зачем платить Андрею?
В ответ он рассказывает про стартовый подводный камень (и,
видимо, это относится не только к перевозкам).
— Первая опасность: можно устроиться в плохую фирму. Многие
самостоятельно их ищут и, конечно, с легкостью находят. Как ни удивительно,
далеко не все доходят до того, чтобы просто поискать отзывы о конкретной фирме.
Наверное, это необходимый этап для тех, кто предпочитает
учиться на собственных ошибках. Регулярно возникающие проблемы: отработал
даром, не рассчитали, уволился без денег. Инструменты для этого довольно
простые, все продумано, отработано и пройдено тысячу раз. Поверьте, не
обязательно перепроверять это на себе. В то же время я знаю, что желающие
всегда находятся.
Например, водителя вынуждают работать с нарушениями режима
труда и отдыха. Это просто: работодатель назначает объем работы, который
физически невозможно выполнить без нарушений. Бывает, просят выехать
дополнительно в чужую смену, использовать чужую водительскую карточку. Или
пытаются влиять на тахограф с помощью магнита...
А когда вас ловит транспортная инспекция в Европе, за все
это полагается сумасшедший штраф. Фирма уже ни при чем, платите вы. Задача
такого работодателя — сделать так, чтобы нарушение было лично вашей инициативой.
Хотели заработать — нате.
Борьба за выживание
Послушать Андрея, жизнь дальнобойщика в Евросоюзе — это
сплошная борьба за выживание.
Чем беднее страна, тем больше риск. Также есть вероятность
найти приключения в районах, где концентрируются гости из определенных стран,
например в районе погранпереходов тех государств, где активно принимают
мигрантов.
Итак, одна из самых ходовых бед — кража топлива. По личному
опыту Андрей говорит, что в Венгрии ему «не очень понравилось»:
— Конкретно слили у меня солярку на парковке. Причем
почему-то выбросили пробки от баков — искал, но так и не нашел их. Потом
тряпкой затыкал... Зачем забрали пробки — понятия не имею. Возможно, просто
вредители такие.
— Да неужели кто-то станет рисковать здоровьем ради того,
чтобы у дальнобойщика украсть топливо?
— Оказывается, станет. Если учесть, что литр стоит больше 1
евро, а в баках до тонны. Подъехал, открыл, засунул шланг, выкачал — все
отработано, происходит быстро. Это все будет удержано из вашей зарплаты. Плюс
надо вызвать полицию, потерять время.
Как предохраниться? Надо представить, на кого первым делом
обратит внимание злодей. И постараться, чтобы это были не вы. Нельзя
демонстрировать расслабленность. Парковаться надо правильно: под светом и
камерами, стараться не стоять с краю. Но легко сказать — в Европе не так-то
просто запарковаться, там очень активный грузовой трафик. Велика вероятность,
что все равно окажешься с краю, где к тебе легче подобраться.
Также надо добиваться от работодателя, чтобы ставил
специальный фиксатор на горловину. Да, это тоже не дает гарантию безопасности.
Но тут выбор: или ты, или тот парень, который не перестраховался.
Даже если ты сумел отстоять свое топливо, придется
побороться также за груз. Фуры стараются ставить корма к корме, чтобы
страховать друг друга — тут ничего нового.
— Могут, конечно, и сбоку порезать, вынуть планки — но это,
конечно, и время, и шум. Такое случается обычно в районе пограничных переходов,
там, где много выходцев из... определенных стран.
Кабина — твой дом, не води кого попало
— Уж не буду рассказывать про проституток... — как-то
слишком быстро проскакивает этот подводный камень Андрей.
— Стойте, почему это не будете?
— Да там ничего интересного... — предприниматель говорит,
что не очень-то владеет этой темой. — Да, они действительно существуют —
значит, наверное, такие услуги пользуются спросом. Про цены не скажу, не знаю.
Почему они у нас такие невзрачные? Да они везде примерно одинаковые, это не
только наша беда... Зато в странах, где проституция легализована, можно
встретить специально оборудованные кемпинги: все основательно, работают люди.
Налоги платят.
Как бы то ни было, Чередин за внутреннюю чистоту. Кабины в
том числе.
— Не надо никого пускать внутрь. Кабина — это твой дом. Чтоб
вы понимали, обувь остается на подножке. Ходишь в носках, все застелено
ковриками, чисто и хорошо. Если ты какого-то человека не впустишь в свой
настоящий дом, то и в кабине ему делать нечего.
В любом случае проститутки — это опасность. Помимо болезней,
можешь получить порцию клофелина, остаться без денег...
— Эти истории мы сто раз слышали и видели в кино... Но это
разве не мифы? Разве таких деятелей еще не вытравили с трасс?
— Нет, все в силе. Стоят вдоль дорог. Опять же, чем беднее
страна — тем они гуще.
Не все страны
одинаково полезны
Чем беднее страна, тем больше проблем, считает Андрей. В его
личном рейтинге Венгрия ниже всего. Она не понравилась не только из-за
украденного топлива.
— На каждом шагу полиция, которая постоянно ищет, за что
оштрафовать. В то же время в Германии полиции вообще не видно. И в Польше не
видно. Она появляется только когда нужна, когда что-то случилось.
То же и с транспортной инспекцией: чем беднее страна, тем больше
инспекторов. А найти, к чему прицепиться, можно всегда, идеальных машин не
существует. В карточке водителя информация о режиме труда и отдыха хранится 28
дней. Элементарно: он смотрит и видит, что 28 дней назад у вас было превышение
по времени вождения. Все, вы попали. В общем, если бы вы были инспектором в
бедной Венгрии, то вы бы не были бедным.
Усыпляющий газ —
легенда или факт?
Чередин уверяет, что популярные среди водителей истории про
некий усыпляющий газ — ни капельки не байки.
Никого еще не поймали, но, говорит, среди пострадавших
побывал его сменщик:
— Это не легенды! Что за газ — не в курсе, знаю только
результат. Делается это быстро и незаметно. Первый раз подошел к машине,
пшикнул в воздухозаборник. Тот, кто внутри, засыпает. Минут через 15—20 —
второй подход. Поскольку большинство водителей изнутри закрывается, надо как-то
взломать кабину. Для этого используется специальная отмычка. Открыл, залез,
будто сам водитель, забрал все ценное, аккуратно закрыл и ушел. Когда
просыпаешься, понимаешь, что лишился всего. Первое, что их интересует, —
разумеется, деньги. Это может быть и наличка фирмы, выданная на дорогу.
Забирают также карточки, ноутбук, навигатор — то, что можно быстро продать.
Некоторые производители грузовиков уже предусмотрели опцию
на такой случай — специальные скобы, которые не позволяют открыть дверь даже
отмычкой. Если нет такого устройства, можно просто связать веревкой изнутри
ручки дверей. Даже если тебя усыпили, кабину не откроют. Да, неудобно ходить в
туалет, придется все это развязывать. Как вариант — использовать быстросъемный
тросик.
А стекло бить они избегают, слишком шумно. Проще четыре
другие машины обработать.
Большой Брат
следит...
— Режим труда и отдыха в Европе контролируется очень жестко.
Штрафы и вычеты такие, что нарушать нет никакого желания. Поэтому ты сам должен
следить, сколько работал и сколько спал.
С помощью телеметрии диспетчер видит, где вы находитесь,
стоите или едете и так далее. Все это пишется и потом учитывается при
начислении зарплаты. Если не следить за режимом самому, потом можно удивиться —
а за что такие вычеты?..
Андрей хранит памятную фотокарточку, на которой он
запечатлен в кабине с телефоном. Такие в Германии продают всем желающим по 140
евро.
— Красивая фотография... В Беларуси вас хоть раз штрафовали
за такое? И меня — нет. А там, как только вот так взял телефон, — все. Причем
не факт, что я именно разговариваю. Считается: раз держу в руке — значит, уже
отвлечен.
Зарплаты: 2500 евро в
Германии против 1800 в Польше
Чередин поставляет водителей польским и чешским фирмам.
Говорит, «Россия уже не та». По словам Андрея, зарплата его подопечных —
1800—2000 евро чистыми.
— Поляки максимально полно выбрали все возможные гранты,
субсидии, дешевые кредиты, которые полагались со стороны Евросоюза, — объясняет
политику партии собеседник. — И теперь демпингуют на рынке перевозок. У них
огромное количество машин, каждый второй грузовик на парковке в Европе будет польским.
Но почему не Германия
или Голландия? Там же платят явно больше...
— Да, там очень нужны водители! Зарплата в той же Германии —
примерно 2500 евро, плюс хороший соцпакет и прочие гарантии. Но это — для
гражданина либо человека, который смог преодолеть документальный барьер. В
частности, надо понимать, что белорусское водительское удостоверение для
трудоустройства там не подходит. Кроме того, необходим нормальный язык,
немецкий или английский. И так далее... Тогда вы можете рассчитывать на эту зарплату.
В ином случае за ту же работу будете получать примерно на тысячу меньше.
«Белорусы надежнее»
Механизм работы рекрутингового агентства (и не только этого)
выглядит просто: вы устраиваетесь, а после того, как отработали определенный
срок, платите рекрутеру за услуги.
— Я заинтересован в том, чтобы у водителя не было штрафов и
других ненужных расходов, — Андрей говорит, в общем, то же самое, что нам в
разных вариациях не раз доводилось слышать в других похожих конторах. — Мне
невыгодно, чтобы человек мало зарабатывал. Для того все это и рассказываю.
В то же время для нормального рекрутера важна репутация у
работодателя.
— Мне невыгодно, чтобы моего работника уволили — это значит,
я неправильно подобрал кандидата, — рассказывает Чередин. — Кстати, изначально
поляки, получив доступ к ресурсам, наняли много украинских водителей. Им
приезжать проще, их легче оформлять. Потом, правда, поняли, что с этой рабочей
силой слишком много случается проблем. По моему опыту, белорусов там любят
гораздо больше — считается, что они надежнее.
Перевозчики давно определились, каких водителей они хотят с
востока. Основные требования: по возможности не украинец, старше 35, с семьей,
мотивированный на зарабатывание нормальных денег, который не уволится после
первой зарплаты.
— Калибровка по возрасту и семейному статусу имеет смысл, —
говорит Андрей. — Если парню 21 год и он три раза получил зарплату 1800 евро,
велика вероятность, что рванет тратить эти деньги. Ему не надо кормить жену и
детей, его пока не беспокоит необходимость обустраивать быт, платить ипотеку.
Он устал, деньги жгут карман — можно понять. Но для перевозчика это лишняя
головная боль, ему нужно постоянство.
Первые признаки неадекватности кандидата лежат на
поверхности. Не надо быть матерым рекрутером, чтобы держаться подальше от таких
людей.
— Далеко не все подходят. Из каждых пяти человек, которые ко
мне обратятся, я заключу договор с одним-двумя, — отмечает рекрутер. — Кто-то в
11 вечера звонит, кто-то пьяный, кто-то задает неадекватные вопросы, назойлив
или проявляет агрессию. На стадии звонка отсеивается больше половины.
На каждого обратившегося у Андрея заведена электронная
карточка. Помимо паспортных и технических данных, он педантично фиксирует
обстоятельства общения, личные впечатления.
У каждого города свой
характер
Вербовщик утверждает, что иногда по манере общения может
угадать, откуда кандидат. Есть характерные особенности.
— Например, в Калинковичах все очень дружные, поддерживают
друг друга, как родственники. Раньше машины гоняли, с тех пор держатся сообща.
Один пришел — за ним по «сарафану» другие тянутся. Рекомендуют друг друга,
интересуются товарищами.
До Мозыря от Калинковичей рукой подать — но тут совсем
другие люди. Благодаря НПЗ город избалованный. Запросы по зарплате высокие.
Речица — тоже нефтяной город, оттуда обращаются в основном
разрозненные, но очень грамотные люди. Это чувствуется по разговору: они задают
толковые вопросы, рассказывают о себе, будто читают мою анкету. И это массовое
явление.
Из Светлогорска почему-то звонят судимые. Спрашиваешь, как
зовут, — «Называйте меня Незнакомец». Ну хорошо, Незнакомец... Из Житковичей в
основном веселые люди звонят, позитивные. В Ельске — задумчивые такие...
Как правильно
уволиться
На увольнение рекрутер обращает едва ли не большее внимание,
чем на трудоустройство. Говорит, есть разные варианты, некоторые — плохие.
Вспоминает личный опыт:
— Бывает, сначала тебя носят на руках, но с расставанием
могут возникнуть проблемы. При расчете на тебя постараются повесить все, что
можно. Я работал на польского перевозчика, когда мне предложили подписать новый
контракт. И он предусматривал, например, что я должен подтверждать каждую
операцию сообщением. Остановился — SMS, загрузился — SMS и так далее. Не
отправил — штраф 50 долларов. Тогда я подумал: точно хоть раз забуду... В итоге
отказался продлевать договор. Конечно, потерял при этом премии за три месяца —
это 10 евро в день, «на усмотрение хозяина».
По словам Андрея, такие финты весьма популярны у польских
работодателей, особенно в небольших фирмах.
— Это касается не только моей специфики. Оптимальный вариант
— увольнение по соглашению сторон. Надо заранее уведомить владельца бизнеса,
получить в том числе на электронную почту уведомление, что он знает о твоих
намерениях.
Если заранее не предупредили и хотите уволиться, то это
второй вариант. Перевозчику тоже надо время, чтобы найти замену, он может
потребовать, чтобы вы отработали две недели.
Третий вариант — по окончании действия трудового договора.
Но тут тоже нельзя просто уйти, «автоматически». Все организовано так, что
работодатель всегда вам должен какую-то часть зарплаты. Это сумма, на которую
он при окончательном расчете всегда может насчитать вам какие-то штрафные
санкции.
Коротко. Общеизвестные моменты, которые «знал, но забыл».
Пригодятся не только дальнобойщикам.
Платные дороги:
можешь не платить, но штраф — около 500 долларов
— Там на платных участках нет «отсечек», как у нас. Как
ехал, так и можешь ехать. Если поймают — штраф 500 долларов. Причем платишь ты,
не фирма. Поэтому продумывай маршрут — на грузовике ты или на легковой машине.
Еда
— Не экспериментируйте в дороге с экзотической едой. Лично я
закупал продукты заранее, готовил сам. Ни разу не отравился.
Запрет на езду
— В некоторых странах нельзя перемещаться на грузовиках в
выходные (за исключением некоторых ситуаций). Едешь, полиция сводит тебя с
автобана, штрафует — а ты не можешь понять почему. Вам об этом могут не сказать,
поэтому всегда проверяйте.
Не игнорируй Google
Maps
— Я использую Google Maps. Другие подобные сервисы тоже
нормально работают. В Беларуси они могут многого не знать, но в Европе указано
все, что должно быть указано. И этому можно доверять. Магазин, душ, прочая
инфраструктура, платные участки и так далее. Если не планируешь своей высокой
фурой снести низенький виадук 15-го века — тоже ориентируйся на электронные
карты.