Большинство перевозчиков и экспедиторов страхуют грузы
на международных направлениях с ответственностью «за все риски», включая утрату
и повреждение, а также мошенничество
За январь-июль 2024
года более половины или 55,7% всех инцидентов с российскими грузами пришлось на
Турцию, говорится в обзоре Страхового Дома ВСК, подготовленном совместно с ПЭК,
«Мэйджор Карго Сервис», ГЛТ, DIZI Group и Asia Import Group.
На втором месте Иран
(9,4%), на третьем – Тунис (7,8%), на четвертом – Китай (7%). Замыкает эту
пятерку Египет с долей 3,3% от общего количества происшествий. Кроме того, за 7
месяцев 2024 года наиболее распространенными страховыми случаями за рубежом
стали повреждение (доля от общего количества инцидентов – 85%), утрата (9%) и
кража грузов (3,6%). – Теперь многие маршруты включают перегрузку отправлений,
дополнительную складскую обработку и другие операции. Риск повреждения, утраты
грузов увеличился, – подтвердил руководитель отдела по работе с претензиями ПЭК
Иван Иров.
Большинство опрошенных
в обзоре перевозчиков и экспедиторов страхуют грузы на международных
направлениях с ответственностью «за все риски», включая утрату и повреждение,
мошеннические и другие противоправные действия третьих лиц. По словам
генерального директора Asia Import Group Артема Лылыка, в первую очередь для
клиентов важна сохранность груза в пути следования. Дополнительно среди
заказчиков вырос спрос на страхование отправлений на новых территориях России,
добавил заместитель руководителя службы страхования «Мэйджор Карго Сервис» Иван
Остяков. Условия и характеристики страхового полиса зависят от категории
товаров и объявленной стоимости, но на практике компании часто оформляют
дополнительные полисы, и это в конечном счете приводит к повышению стоимости
доставки товаров, подчеркнул основатель и генеральный директор DIZI Group Динар
Хабибуллин.
– В России страхование
на все международные автоперевозки с применением книжки МДП ограничено лимитом
в €60 тыс. Это представляет собой серьезную проблему, так как на практике такой
суммы недостаточно, чтобы покрыть возмещением все грузы, особенно электронику,
автомобили и другие дорогостоящие категории. Поэтому компании вынуждены
оформлять дополнительные страховые полисы на такие отправления, из-за чего
стоимость доставки может существенно увеличиться, – подчеркнул экспрет и
напомнил, что с 2016 года Международная страховая ассоциация системы МДП
увеличила размер гарантии с 60 до 100 тыс. евро на одну книжку для всех
заинтересованных стран-участников.
Теперь повышенный
уровень гарантии действует в Армении, Азербайджане, Кыргызстане, Сербии, Боснии
и Герцеговине, Иране и ряде других стран, однако Россия это предложение не
подтвердила. Кроме того, страхование грузоперевозок на международных маршрутах
ограничивает запрет от Российский национальной перестраховочной компании (РНПК)
на работу с рисками без «российского интереса», отметил Иван Остяков. Бизнес до
сих испытывает значительные сложности с защитой имущественных интересов по
категориям перевозок, в которых отечественные юридические лица не выступают
отправителями или получателями – и доля таких перевозок на фоне ограничений
остается высокой.