0
02:55

Перезагрузка: как прошел год для белорусских грузоперевозчиков

В 2022 г. перевозки на внутреннем рынке Беларуси выросли почти в 2 раза, экспортные перевозки показали рост в 1,5 раза, а импортные – остались на уровне 2021 г. Биржа автоперевозок ATI.SU подвела итоги года, а «ЭГ» внимательно изучила цифры.

ТЕНДЕНЦИИ ПРОШЛОГО ГОДА

По данным биржи, спрос на грузоперевозки по территории Беларуси за 2022 год увеличился на 90%. При этом рост заметно ускорился во второй половине года. Если говорить о конкретных регионах, то выделяются перевозки из Брестской области – здесь по сравнению с 2021 г. рост составил 187%. Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» Татьяна Солдатенко объясняет такой всплеск перево­зок тем, что работать со странами Евросоюза теперь можно практически только по схемам перегруза и перецепа.

«То есть перевозчики везут груз от границы – по территории Беларуси. И фактически получается, что внутренние перевозки заменяют импортные. А Брестская область – это приграничная зона, где и происходит перецеп и перегруз», – подчеркнула Т. Солдатенко.

Перевозки из других стран в Беларусь выросли на 9%. При этом на протяжении 2022 г. ситуация была неравномерной. Рост спроса в начале года сменился весенне-летним спадом, однако в конце года перевозки снова стали набирать обороты. Ставки же на импорт росли довольно стабильно на протяжении всего 2022 г. (+30% по итогам года). В то же время цены на внутренние перевозки подросли не так внушительно – на 18%, а на экспортные еще меньше – на 14%.

НОВЫЕ МАРШРУТЫ

Представители биржи автоперевозок проанализировали ситуацию по разным направлениям, где работали белорусские перевозчики. Показательно, что спрос на перевозки из России оставался стабильным в течение всего года. При этом на других направлениях отмечается существенный прогресс: заметно выросло количество заявок на перевозки из Казахстана, Турции, Узбекистана и Армении.

Если говорить об экспорте, то здесь отмечается положительная динамика: количество заявок на перевозки выросло на 41% по сравнению с 2021 г. При этом картина также была нестабильной: если в первой половине года наблюдалось снижение, то уже с лета начался практически двукратный рост. Отсюда можно сделать вывод, что перевозчики довольно быстро приспособились к ограничениям на европейских границах и активно стали осваивать новые маршруты.

Что касается конкретных европейских направлений, то спрос сократился на перевозки практически во все страны Евросоюза. Исключение составили Литва, Италия и Венгрия: там объемы остались приблизительно на уровне 2021 г. Существенно выросли перевозки в Сербию (+55%), которая не входит в Европейский союз.

Директор компании представителя «Биржи грузоперевозок ATI.SU в Беларуси» обратила также внимание на ставки на европейском направлении, которые в этом году заметно выросли. 

«Вероятно, это компенсация за трудности на границах», – прокомментировала она.

Потери спроса на перевозки по европейским маршрутам компенсировали другие направления. Количество заявок на перевозки в Россию за год выросло на 34%, в Казахстан – на 50%. Еще более резкий рост продемонстрировали относительно новые для нашей страны маршруты. Так, спрос на доставку грузов в Армению вырос почти в 2 раза, в Узбекистан – в 3 раза, в Грузию – в 4.

КАТЕГОРИИ ГРУЗОВ

Любопытны и изменения по категориям грузов. Так, на внутренних маршрутах особенно внушительный рост показали перевозки бытовой техники, труб, мебели, пиломатериалов, оборудования, запчастей, металла.

В экспорте приблизительно в 3,5 раза выросли перевозки газосиликатных блоков, металлопроката, утеплителя, примерно в 3 раза – пиломатериалов и бытовой химии. Поставки овощей упали в 1,5 раза.

В Беларусь стали везти больше зерна и семян – почти в 3 раза, почти в 2 раза увеличились перевозки безалкогольных напитков, примерно в 1,5 раза выросли перевозки металлопроката и продуктов питания. Больше всего сократились поставки в страну пластика, труб, пиломатериалов и кондитерских изделий – их возить стали меньше в 1,5 раза.

Источник: https://neg.by/novosti/kategorija/logistika/

Авто

читать больше