Издержки транспортных
компаний из-за роста стоимости топлива за последние 1,5 месяца выросли на 15-20%.
«Грузавтотранс» направил в
Правительство обращение с просьбой ввести в России транспортный демпфер –
компенсацию компаниям за сдерживание роста стоимости доставки грузов. Подобные
выплаты могли бы компенсировать бизнесу издержки за счет выплат от государства,
сообщили «Логирусу» в «Грузавтотрансе».
– За последние 1,5 месяца
цены на А3С поднялись в среднем на 4-5 рублей, что соответствует примерно 8%. С
увеличением стоимости на АЗС топливные компании убирают скидки для
перевозчиков, таким образом нагрузка на перевозчиков увеличивается уже на
15-20%, – отметили в ассоциации.
За первую половину 2023 года
стоимость грузовых перевозок по самым популярным направлениям в среднем
поднялась на 38% и на 10% за последний квартал, подсчитал аналитик Freedom
Finance Global Владимир Чернов. Таким образом, сейчас средняя стоимость
километра перевозки в России на 20-тонной фуре составляет 45-50 рублей, пишут
«Известия».
По данным Росстата, 15
сентября Аи-92 стоил около 70 тыс. рублей за тонну, Аи-95 – 75,8 тыс., дизель –
73,6 тыс., следует из данных Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой
биржи. Средние розничные цены на бензин за период с 4 по 11 сентября выросли с
54,83 до 55,21 рубля за литр, а стоимость дизеля повысилась с 61,58 до 62,64
рубля.
По словам президента
ассоциации «Грузавтотранс» Владимира Матягина, для сдерживания цены на топливо
внутри страны Правительство осуществляет выплаты нефтяным компаниям согласно
демпферному механизму.
– Ассоциация предлагает
проработать и заключить демпферное соглашение с автогрузоперевозчиками по
аналогии с топливными компаниями и таким образом компенсировать высокую
стоимость перевозок, – объяснил он.
Механизм демпфера для
нефтяников Правительство ввело с начала 2019 года. Его разработка стала
результатом реакции властей на резкий рост цен на моторные виды топлива в конце
весны 2018-го. Он рассчитывается как разница между нетбэком (мировая цена минус
расходы на транспортировку и вывозная пошлина) и условной ценой на бензин,
устанавливаемой кабмином в начале каждого года, умноженная на специальный коэффициент.
Когда мировые цены на бензин превышают условную, государство фактически
субсидирует нефтеперерабатывающие заводы через предоставление налогового
вычета.
Если средние цены на
перевозки в Западной Европе в среднем в 3-5 раз выше российских и составляют
€1,5-2,5 за 1 км, то транспортный демпфер может обойтись государству в более 10
трлн рублей, считает зампредседателя наблюдательного совета ассоциации
«Надежный партнер» (объединение производителей и продавцов энергоресурсов)
Дмитрий Гусев.
Перевозчики должны
закладывать издержки в цену своих услуг, тогда необходимости в компенсации от
государства не будет, уверен генеральный директор ГК «Маршал», основатель
Академии логистики Михаил Белоусов.
– Сейчас «стонут»
транспортные компании, которые набрали долгосрочных контрактных обязательств у
крупных игроков и теперь не в состоянии их выполнить, но это были их риски. Это
бизнес, и, если прогорят одни, их место займут другие, – считает эксперт.
Государство может
рассмотреть другие меры поддержки транспортной отрасли, чтобы не увеличивать
нагрузку на бюджет: временное снижение налогов, замораживание тарифов системы
«Платон» или компенсация государством автомобильным перевозчикам стоимости
проезда по платным дорогам страны, добавил эксперт УК «Финам Менеджмент»
Дмитрий Баранов.
Напомним, власти изучают
возможность введения регулирования тарифов на транспортировку топлива и
создания специальной рабочей группы для согласования этой меры, чтобы помочь
снизить издержки АЗС.