В последние месяцы информационные ленты запестрели
сообщениями о разрушении автомобильных мостов на Дальнем Востоке. Разрушаются
не только мосты. Под колесами многотонных грузовиков приходят в негодность
автомобильные дороги… Что происходит?
Среди самых резонансных — обрушение моста на трассе Осиновка
— Рудная Пристань в Приморье, повлекшее смерть женщины и ее малолетней дочери,
обвал путепровода на Транссибе в городе Свободном Амурской области,
расшатавшийся мост в Хабаровске, который едва не привел к трагедии. В сводках —
сообщения о десятках других мостов в ДФО, которые или успели вовремя закрыть
для движения, или аварии на них оказались менее громкими. Сообщения о новых
обрушениях приходят до сих пор.
Разрушаются не только
мосты. Под колесами многотонных грузовиков и самосвалов приходят в негодность
автомобильные дороги, особенно страдают трассы пригородного сообщения, на
содержание которых денег в местных бюджетах и так недостаточно. Например,
местные шоссе вокруг Хабаровска буквально на глазах покрываются выбоинами, в
которых легко потерять не только попавшее в них колесо, но и всю подвеску. Если
раньше эти дыры на дорогах более-менее оперативно заделывались, то сейчас
дорожники просто не успевают делать ямочный ремонт.
Оказалось, что 13 июля 2017 года МВД России приняло решение
об исключении из обязанностей дорожных полицейских функции сопровождения
передвижных постов весового контроля. В каких целях это делалось и с чьей
подачи, до сих пор неведомо, но этот документ развязал руки недобросовестным
перевозчикам.
В погоне за прибылью
они стали загружать фуры сверх всякой меры, «забыв» о разрешенной на наших
дорогах нагрузке на ось не более 10 тонн. Сейчас на трассах можно увидеть
автовозы, тянущие на себе 50, а то и 60 тонн груза. Для дорожного полотна и
мостовых опор это критическая нагрузка. Сотрудники транспортных контрольных
ведомств, осуществляющие весовой контроль на дорогах, без полицейских не имеют
официального права самостоятельно останавливать для взвешивания большегрузы. На
их требования водители фур просто не реагируют. Между тем, по оценке
специалистов, ущерб дорогам от грузовиков с нагрузкой на ось в 10 тонн
сопоставим с ущербом от проезда по ним почти 40 тысяч легковых автомобилей. И
это только разрешенная масса, каждая дополнительная сверхнормативная нагрузка
на ось губительна для «дорожной одежды» еще больше.
По мнению главы общественного совета регионального
Минпромтранса Виктора Шпакова, концептуально проблема безопасности дорожного
движения — значительно шире обсуждаемых практических аспектов. Виктор Шпаков —
человек, искушенный в дорожной проблематике. Он долгое время возглавлял
межрегиональную общественную организацию «Хабаровскавто», занимался
практической логистикой, состоит в экзаменационной комиссии ТОГУ, где учат
будущих дорожников.
Сейчас, по его словам, специалистов в вузах не обучают таким
простейшим вещам, как максимально допустимая нагрузка на ось автомобиля и
разрешенная масса автомобиля, правильное распределение груза в кузове. Попадая
на производство, выпускники не рассказывают подчиненным об этом, потому что
сами не знают, зато слепо выполняют распоряжения хозяев бизнеса,
заинтересованных только в прибыли.
Не акцентируют внимание на таких деталях и при подготовке
водителей большегрузов в автошколах, не прививают ответственности за соблюдение
правил погрузки автомобиля. В результате из этих школ выпускаются, перефразируя
слова песни «Прокати нас, Петруша, на тракторе», этакие Петруши на траке,
которые пересели на фуры, ничего не поменяв в менталитете.
Ни в одном из складов логистических компаний региона днем с
огнем не сыщешь контрольных весов для измерения веса загруженных машин, а на
дорогах появляется все больше китайской автомобильной техники, которой по
действующим российским ГОСТам на них просто не должно быть.
Говоря о практических
мерах, Виктор Шпаков предлагает сделать товарно-транспортную накладную
документом строгой отчетности, которая бы в обязательном порядке передавалась в
надзорные транспортные органы. Это заметно бы поубавило пыл любителей
перегружать автомобили. В условиях цифровизации экономики это сделать
совершенно не трудно.
«Транспортная сфера — идеальный объект для цифровой
трансформации, — подчеркнул заместитель председателя Правительства РФ Максим
Акимов, — это зона зрелых технологий, применяя которые, мы сосредоточены на
решении нескольких задач. Первая — создание бесшовной мультимодальной
логистики, что означает быстрое и качественное сопровождение грузов, удобное
информирование о его местоположении, генерирование электронных накладных и
пассажирских билетов. Второй вызов — включенность в глобальные транспортные
коридоры и, как следствие, достижение договоренностей с соседними государствами
о трансграничных перевозках. Третья цель — создание единой и удобной для всех
игроков рынка цифровой платформы, исключающей монополизацию данных».