Дальнобойщик Виталий за рулем 15 лет. Ездит по России на
фуре марки Daf. 14 метров в длину, а при полной загрузке вес машины доходит до
30 тонн. Виталий рассказал о том, отчего среди его коллег почти нет примерных
семьянинов, и почему фуру зеленого цвета лучше объезжать стороной.
Нервы выматывают
пробки и плохие дороги
Когда вышел сериал «Дальнобойщики», многие прониклись
главными героями. Но по сути - почти все сказка. Где вы видели, чтобы дальнобой
бросил груз и побежал по своим делам. Да я гружёную фуру даже на минуту не
оставлю, хоть потоп! Никакой романтики нет в моей работе. Иногда вижу в Одноклассниках
фотки выставляют, мол за баранкой на закаты и рассветы смотришь да жизни
радуешься. Чушь! Смотришь, как бы в яму не влететь да без колеса не остаться.
Летом пробки выматывают все нервы. И все ради чего? Миллионы
я не получаю, в среднем в месяц выходит от 50 до 80 тысяч, но вычти отсюда
питание, ночёвки, поломки и сумма уже совсем не впечатляет. Менять работу не
хочу - я ничего больше не умею, да и привык за 15 лет к дороге.
В кабине ходим
босиком
Кабина - это мой дом. От пола до потолка места хватает - я
хожу в полный рост, как по комнате. У меня есть две койки, специальный шкаф для
продуктов, полка с туалетными принадлежностями, салфетками. В кабине ковровое
покрытие - его порезал на несколько частей, чтобы идеально легло. Ну и ещё
больное место - всем говорю, чтобы при входе в кабину разувались.
Коллеги-дальнобойщики понимают, сами такие. А попутчики
возмущаются иногда, ну таких я в кабину просто не пускаю, да и все. Душа нет
конечно - приходится останавливаться и ходить мыться в придорожных кафе.
Условия сносные в принципе. Там же и едим. Стандартный набор - овощные салаты
(от 60 руб. за 100 гр), отбивные, гуляш (от 120 руб. за 100 гр), гарниры (от 25
руб. за 100 гр). Большой выбор чая в пакетиках (от 20 руб.) Без проблем
наливают кипяток в термос. Вкусное кафе, кстати, определяем по количеству фур
на парковке, если их много, то смело можно останавливаться на обед.
Машину зовем по имени
Мы, хоть и мужики, а на приметах всяких заморочены.
Например, ни в коем случае нельзя заносить в кабину что-то из чужой машины,
которая побывала в аварии, даже такие запчасти стараемся не покупать. Часто в
кабине есть талисман - у меня, например, это гвоздь, который проколол колесо в
самом начале работы. Есть поверье, что таким образом ты избегаешь подобных происшествий.
Но талисман у каждого свой - у кого-то мягкая игрушка, чётки, фото семьи,
икона.
Что ещё? Своим машинам мы даём прозвища, нахваливаем их
постоянно. Со стороны может показаться, что водитель не в своём уме - болтает с
железякой. Но считается, что машина слышит и чувствует водителя. Поэтому я
перед каждым рейсом говорю куда еду, зачем. Мне так спокойнее. Нельзя поднимать
молоток или ключ, которые встретишь на дороге - обязательно в пути будет
поломка. Почти никогда у дальнобойщиков не бывает бардака в салоне - считается,
что ненужные вещи притягивают отрицательную энергию, поэтому возим только самое
необходимое. А ещё зелёный цвет для фур считается самым аварийным, поэтому
таких машин почти нет на трассе.
На выручку никто не
приходит
Дальнобои - народ вроде как дружный. Общаемся мы по рациям,
настроишься на частоту, а там чего только не услышишь. Иногда байки травят,
чаще по ночам, чтобы не уснуть случайно в рейсе. Это кстати головная боль для
новичков в нашем деле. Я сам по молодости кофе литрами пил, энергетиками
увлекался - толку нет, все равно отключаешься, да ещё и нагрузку даёт на сердце.
Теперь как чуть кемарить охота - останавливаюсь на ближайшей стоянке и сплю
несколько часов. Кстати, по рации часто реклама проскальзывает - ночлежки,
обеды комплексные. Предупреждаем, если по дороге едет вело колонна, например,
чтобы не задел никто спортсменов. Если рация молчит - значит впереди дорога
чистая, без гаишников и пробок.
На деле, правда, вряд ли кто выручит, случись чего. Как-то
бросил клич, мол, насос срочно нужен - никто не пришёл на помощь. А если
тормозишь просто на дороге фуру, так сто процентов не остановится, да я сам
мимо проеду - мало ли мошенников сейчас, а я один в кабине. Груз заберут и весь
разговор.
У водителей есть свои предпочтения. Любим больше всего
возить чипсы, салфетки, женские предметы гигиены. Кузов забит, а веса нет -
машина легко идёт. Скоропортящиеся фрукты, овощи – от этого стараюсь держаться
в стороне, а особенно летом – жара, все портится в считанные часы.
Как-то ко мне забежала кошка, весна была, повезло ей. Так
она со мной половину страны проехала, домой привёз, так она и прижилась.
Обокрасть могут во время стоянки - порезать тент, вывезти
товар, слить солярку.
Если дальнобой,
значит холостой
Часто жены разводятся с дальнобойщиками, не выдерживают
сложного режима работы. Рейсы-то бывают и по два месяца. Да меня самого моя
бросила, ушла к офисному работнику какому-то, который от звонка до звонка в
офисе сидит, и ровно в шесть домой приходит. Столько ссор было у нас с ней, ну
не могу я бросить руль, скучно мне сидеть на одном месте. А ей видите ли стыдно
стало, что муж у неё - водитель. Ну пусть теперь выживают вдвоём на 30 тысяч,
Маринка у меня ленивая, сама работать не хочет.
Да с ребятами разговаривал - сплошь и рядом такая ситуация.
А в рейсе есть кому утешить - женской любви хватает, как-то был у меня роман с
сотрудницей столовой в придорожном кафе. Снова жениться не хочу - хватит,
натерпелся.