С 1 ноября 2019 года повышаются штрафы за отсутствие
тахографов. Их теперь обязаны использовать владельцы авто максимальной массой
свыше 3,5 тонн. Однако, и владельцы большегрузов, уже оснащенных тахографами,
могут столкнуться с новыми требованиями проверяющих органов.
Прежде всего необходимо понимать, что все грузоперевозчики с
1 ноября оказываются в новой юридической ситуации. И в случае контактов с
сотрудниками проверяющих органов надо быть готовым, во-первых, охладить
чрезмерно ретивых контролеров, рассчитывающих на то, что не все участники рынка
грузоперевозок разобрались в нюансах новых условий работы; во-вторых, понимать,
что с 1 ноября изменится не только степень ответственности владельцев
транспортных средств, но и требования к функционированию и использованию ими
тахографов.
За что может быть наложено наказание, а за что нет? С какими
новыми формами проверки могут столкнуться владельцы транспортных средств? И
почему в зоне риска окажутся не только водители легкого коммерческого
транспорта, но и некоторые водители большегрузов, машины которых оснащены
тахографами, установленными 3-4 года назад?
Обо всем по порядку.
Наказание по ст. 11.23 КоАП
Сначала о хорошем.
С 1 января 2019 года наказание по ст. 11.23 КоАП будет
накладываться исключительно за:
1. Отсутствие тахографов на тех транспортных средствах, на
которых им положено быть.
2. Нарушение требований к использованию тахографов.
3. Нарушение водителем режима труда и отдыха или норм
времени управления транспортным средством.
Из статьи 11.23 КоАП РФ
с 1 ноября 2019 года исчезает наказание за несоответствие
тахографа установленным требованиям.
То условие, которое загоняло неграмотных владельцев
транспортных средств устанавливать тахографы с СКЗИ, порой даже взамен
установленных на заводе-производителе транспортного средства «родных»
тахографов. Теперь за отсутствие СКЗИ оштрафовать перевозчика стало невозможным
в принципе – в КоАПе РФ такого наказания больше не предусмотрено.
Таким образом, тахографы с СКЗИ, об обязательности которых
было много толков, отменяются. Точнее, отменяются не сами тахографы с СКЗИ, а
отменяется ответственность за отсутствие СКЗИ в тахографе (хотя ее юридически и
так не было, но фактически многие перевозчики страдали от данной меры, подробно
об этом феномене здесь: https://youtu.be/VvDWAuVU9NQ ).
С 1 ноября 2019 года юридически закреплена возможность
использовать тахографы ЕСТР (международные), «по 720 постановлению»
(российского производства без СКЗИ) и тахографы с СКЗИ исключительно по своему
желанию – кому что больше нравится.
Основное направление изменений статьи 11.23 КоАП РФ
направлено на соблюдение режима труда и отдыха и норм управления т/с водителем.
В связи с этим, помимо совершенно понятного – придется
ездить по таймингу, всплывает еще одно – как отчитаться, что ты ездил по
таймингу и соблюдал все режимы. Это очень важное обстоятельство. Потому как контроль соблюдения норм
управления будет осуществляться исключительно по показаниям установленных в
транспортные средства тахографов.
Если владельцам ЕСТР-тахографов волноваться об их
технической исправности практически не следует, то о владельцах СКЗИ-тахографов
и 720-тахографов такого сказать нельзя.
В связи со сложившейся практикой в течении более чем шести
последних лет (с февраля 2013 года по 1 ноября 2019 года), контроль со стороны
представителей государства в части тахографии был сконцентрирован подавляющим
образом на наличии соответствующего тахографа в транспортном средстве. И
практически не касался условий использования тахографа и самого контроля норм
времени управления транспортным средством. По этой причине, многие владельцы
транспортных средств, оборудованных тахографами, расслабились и не особенно
следили за их исправностью.
С 1 ноября 2019 года это изменится. И это продиктовано
изменениями ст. 11.23 КоАП. Для того,
чтобы отчитаться перед контролирующими органами за соблюдение норм
управления водителем транспортного средства, необходимо убедиться, что тахограф
исправен и имеет все соответствующие документы.
ЕСТР-тахографы выходят из строя крайне редко (если им не
помогают «шаловливые руки»). СКЗИ-тахографы, особенно те, что устанавливались
3-4 года назад, не могут похвастаться своей надежностью. Поэтому, владельцам
СКЗИ-тахографов, которые до 1 ноября 2019 года не провели ревизию их
технического состояния на предмет исправности, попадают в зону риска.
Какие документы должны быть у владельцев тахографа?
Владельцам всех видов тахографов необходимо иметь на
тахограф как минимум следующие документы:
1. Сертификат проверки тахографа
2. Свидетельство о метрологической поверке тахографа
3. Инструкцию по использованию тахографа.
Отсутствие хотя бы одного из этих документов, с 1 ноября
2019 года будет трактоваться как нарушение требований к использованию
тахографов в соответствии со ст. 11.23 КоАП РФ.
Это тахограф? Чем докажешь?
С 1 ноября 2019 года тахограф должен присутствовать на
автомобилях, максимальной массой свыше 3,5 тонн и автобусах, зарегистрированных
на частных лиц. Обращаю особое внимание, на тот факт, что выше озвученная
категория транспортных средств, должна быть оборудована тахографами, а не
заново оснащена.
Большинство выше указанных транспортных средств уже
оборудованы тахографами, которые устанавливали заводы-изготовители транспорта.
Подавляющее количество этих тахографов может быть использована с 1 ноября 2019
года, главное привести их в исправное состояние и получить необходимые
документы, указанные выше (три документа как минимум). Ни один нормативный
правовой документ Российской Федерации не требует замены тахографов. Главное –
чтобы это был тахограф. А тахограф делает «тахографом» паспорт
производителя и сертификат соответствия Техническому регламенту «О безопасности
колесных транспортных средств» (ТР).
Все сертификаты соответствия ТР размещаются на официальном
сайте Росаккредитации и являются общедоступными. Внимание! Необходимо
обращаться только в те мастерские, которые осуществляют полный спектр услуг –
проверку, метрологическую проверку, ремонт и установку тахографов.
Карточка МАП – самый надежный «страховой полис»
С 1 ноября 2019 года действительно меняется очень многое.
Однако инерция сотрудников контролирующих органов может сыграть очень злую
шутку на дороге. Поэтому, на время «переходного» периода, самым надежным
«страховым полисом» от нерадивого и безграмотного контролера остается наличие
на транспортном средстве карточки МАП. Пропуск к международной перевозке не
является и никогда не являлся обязательным условием эксплуатации «родных»
тахографов ЕСТР на транспортном средстве. Однако его (допуска МАП) наличие, в
связи с исторически сложившейся практикой (не имеющей юридического обоснования)
- это действительно страховка от любых вопросов контролера на дороге на тему
тахограф.
Заплатить штраф или нанять юриста?
Теперь о штрафах. С 1 ноября 2019 года за нарушения,
установленные ст. 11.23 КоАП РФ, значительно увеличиваются штрафы на водителя -
до 5000 рублей, на должностное лицо (механика) - от 7000 до 10000 рублей и
появляются санкции к индивидуальным предпринимателям - до 25000 рублей, а также
юридическим лицам - до 50000 рублей. Штраф в 50000 рублей, сопоставим с оплатой
услуг профессионального юриста. В связи с этим стоит ожидать всплеск обращений
в суды со стороны юридических лиц, связанных с обжалованием постановлений по
делам, предусмотренным ст. 11.23 КоАП РФ. Юридические компании уже проявляют
интерес к наступающим изменениям в этой сфере.
Также стоит отметить, что с 1 ноября 2019 года нам придется
иметь дело с новым понятием «норм времени управления транспортным средством».
Данное понятие применимо к водителям, управляющим автомобилями максимальной
массы свыше 3,5 тонн и автобусами, зарегистрированными на частные лица. В
настоящее время нормы времени управления транспортным средством не утверждены,
их утверждение ожидается до 1 ноября 2019 года в виде внесения изменения в
Правила Дорожного Движения РФ. Возможно, эти сроки будут сдвинуты.
Подведем итоги. Главное
Итак, с 1 ноября 2019 года произойдут следующие существенные
изменения:
- тахографы с СКЗИ на дороге требовать больше не станут,
- штрафы «за тахограф» существенно вырастут,
- «юрики» и «ипешники» теперь также попадают под
ответственность,
- государством взят курс на контроль времени управления
транспортным средством,
- частные лица (владельцы соответствующих категорий
транспортных средств) обязаны использовать тахографы,
- «частникам» тахографы менять не надо, однако, их надо
привести в порядок.
Более подробно, с обоснованием приведенных здесь выводов,
можно получить информацию здесь: https://youtu.be/y7MPjLy_O1U или
на нашем сайте: http://ncont.ru/taxograf