Недавно AUTO.TUT.BY съездил с белорусской дальнобойщицей Александрой Хурсан в рейс из Беларуси
в Венгрию и обратно. Особое внимание мы обратили на бытовую
сторону этой работы. И скажем тем, кто завидует зарплатам дальнобойщиков,
что ради этих денег иногда приходится обходиться без душа, еды и даже
туалета.
AUTO.TUT.BY благодарит за помощь в подготовке
материала транспортную
компанию «Янстронг» и Посольство Венгрии в Беларуси.
«Помыться без шторки? Я в России в душе
видела плесень и пауков!»
В день отправки в рейс наша дальнобойщица
Александра Хурсан села за руль Mercedes Actros около 10.00.
Проверка технического состояния автопоезда, загрузка и таможенное
оформление груза затянулось на полдня. Поэтому на границу
по трассе М1 в сторону Польши мы выехали в 18.15.
— Эх, не успеем проскочить границу —
у меня рабочее время заканчивается в 21.00. Придется ночевать
в Бресте, — распереживалась Александра. — Ну ничего, там
есть отличная платная парковка: с душем, туалетом, кафе. Переночуем,
а утром свеженькие выедем в пункт пропуска.
Большинство водителей, которые едут на выезд
из Беларуси, не останавливаются на трассе в кафе
и на заправках, чтобы перекусить и выпить кофе. Некоторые
и в туалет не выходят — так торопятся на границу.
Но у мужчин-дальнобойщиков есть на этот счет «лайфхак»: сходить
по-маленькому в пластиковую бутылку и выбросить ее в окно.
От этого на обочинах полно емкостей, заполненных желтой жидкостью.
— Водители летят к границе, поэтому в туалет
не ходят, выкручиваются вот таким образом. Но это, конечно,
свинство, — говорит Саша. — Вообще, в Беларуси дальнобойщики
мало пользуются придорожным сервисом: спешат. Хотя у нас есть
на дороге души, туалеты, кафе, но их гораздо меньше, чем
в Европе.
На парковке в Бресте были две душевые кабинки,
но работала из них только одна
Ближе к 21.00 мы прибыли на «отличную
стоянку» по адресу улица Катин Бор, 111, в Бресте. Заезд
на парковку стоит 8 рублей. В стоимость входит бесплатное посещение
туалета. Душ оплачивается дополнительно — 2 рубля, при этом время
в нем не ограничивают, разве что в дверь начнет стучаться
какой-нибудь водитель, призывая поторопиться.
Брест. Грязный пол, рваный коврик и табурет, окрашенный
масляной краской цвета индиго
Отличными условия на этой стоянке нам
не показались: кафе, которое должно работать до часа ночи, оказалось
закрытым, туалет и душ грязные, помыться можно только в одной кабинке
без двери и шторки — вторая не работает, розетки обесточены,
из-за этого не работает сушилка для рук, а феном, захваченным
из дома, волосы не уложишь.
— Это прекрасные условия! В России гораздо хуже,
там в санузлах черная плесень и пауки! — уверяет нас Александра.
— Ничего, переедем границу — там будет лучше.
Если по дороге в рейсе Александре
не встречаются прачечные, стирать вещи приходиться вручную, а сушить
на двери или в кабине
Утренний подъем у нас был в 7.30, выезд —
в 8.00. Так как мы торопились на пункт пропуска, готовить
и пить кофе с бутербродами пришлось по дороге —
с пассажиром сделать это было возможно. Конечно, проще было бы купить
стакан горячего напитка в кафе или автомате, но такой возможности
на стоянке не было.
Пункты пропуска «Козловичи» и «Корощин»: найди
отличия
Мы пересекали белорусско-польскую границу через пункты
пропуска для грузового транспорта: на белорусской стороне —
«Козловичи», на польской — «Корощин».
После таможенного и пограничного контроля
на белорусской стороне дальнобойщики могут зайти в дьюти-фри. Для
перекусов там можно купить разве что шоколад да печеньки. Кофе можно
приобрести не во всех магазинах, хотя кофейные аппараты там стоят.
— Кофе мы угощаем наших покупателей, если
те делают покупки на сумму от 30 евро, — сразу
предупредила продавец в одном из магазинов.
В «Козловичах» есть туалет для дальнобойщиков —
находится он в отдельно стоящем здании. Разделения на женскую
и мужскую половину в нем нет, поэтому редким женщинам-дальнобойщицам
приходится трудно.
— В этом туалете писсуары и закрытые кабинки
находятся в одном помещении. Заходишь — а там мужчина возле
писсуара стоит. Очень неловко. Топчусь, жду пока он выйдет, потом
заскакиваю. Но зато есть риск, что когда буду выходить, то возле
писсуара уже другой человек будет стоять, — делится проблемой Александра.
Но даже при этих неудобствах опытная Саша советует нам
не отказываться от туалета: ведь дальше предстоит неопределенное
количество часов стоять на «зеленке» (так дальнобойщики называют
нейтральную территорию), а там туалетов нет вообще.
— И перед границей лучше жидкости много
не пить, — предупреждает Саша. — Некоторые смелые дальнобойщики,
если уж сильно припирает в туалет, заходят за прицеп
и делают свои дела. Я в такую ситуацию пока не попадала,
но на такой случай у меня в «бомболюке» (ящике для
инструментов и вещей водителя. — Прим. AUTO.TUT.BY) припасено
пластиковое ведро.
На польской стороне, в ПП «Корощин», где
мы оказались после пяти часов на «зеленке», мы провели больше
времени: ждали, когда оформят документы на груз, и прогуливались
по зданию.
В здании таможни ПП «Корощин» много небольших
магазинчиков — где можно скоротать время, пока идет оформление документов.
Для дальнобойщиков тут доступен туалет, в котором есть
бумага и жидкое мыло. Можно закупиться в небольших магазинчиках, где
продаются продукты, товары для автомобилистов, игрушки, косметика, бытовая
химия, ювелирные изделия и другое. Голодным водитель здесь
не останется: в здании таможни есть кафе. В 20.00 в нем
были два первых и три горячих блюда, несколько гарниров и салатов,
выпечка в виде пирогов и тортов, холодные напитки, кофе и чай.
Ужин, состоящий из котлеты, овощного салата, капучино
и кусочка чизкейка обошелся в 29 злотых (чуть больше 15 рублей).
Польша: На паркинге нашлась даже стиральная машина
Если ехать в Польше по трассе Е30,
то недалеко от границы есть большой придорожный комплекс Pajero. Сюда
любят заезжать индивидуальные путешественники, туристические автобусы
и дальнобойщики. Ночевка на стоянке для грузовика стоит 15 злотых.
Если есть время, то можно походить по магазинам, однако цены в них
немного завышены по сравнению с обычными. Есть возможность обменять
деньги, поесть в кафе.
На территории есть отель с одноименным названием.
Проживание в нем на одного человека стоит от 25 долларов, однако
без предварительного бронирования мест в нем может не оказаться.
— Водители большегрузов не заморачиваются с отелями,
спят в большинстве случаев в кабине. Есть сами готовят. Парковка
огромная, по выходным здесь шашлыки жарят, выпивают, общаются, спорят,
даже дерутся, — делится своими наблюдениями Александра.
Чем обязательно пользуются дальнобойщики на Pajero, так
это бесплатным туалетом, платным душем и стиральной машиной.
Стиральная машинка, хоть и ржавая, на Pajero есть.
Стоимость стирки 6,5 кг белья — 10 злотых (чуть больше 5 рублей),
сушка оплачивается отдельно — 8 злотых (чуть больше 4 рублей)
Хотя идеальным этот душ тоже не назовешь: старый,
темный и грязноватый. Зеркала на стенах разбиты, смесители поломаны.
А вот жидкое мыло, туалетная бумага — есть, работают и розетки.
Но водители люди терпеливые, привыкшие к разным условиям
и на неудобства внимания стараются не обращать.
В глубь Польши — инфраструктура лучше
— Неправда, когда говорят, что в Европе все
туалеты и души на дорогах платные. Я, например, стараюсь пользоваться
бесплатными — их много. Если еду в новом месте
и не знаю, где платно, где бесплатно, то ориентируюсь
по приложению «Карголинк Стоянки» — туда информацию дальнобойщики
добавляют, — рассказала водитель.
Чуть дальше по трассе Е30, недалеко от города
Бяла-Подляска мы остановились на кофе возле АЗС Orlen. Здесь были
бесплатные душ и туалет — очень чистые. В кафе большой
ассортимент продуктов. Конечно, в большинстве блюда типа сэндвичей,
но много салатов, вареники и пельмени. Не в обиде останутся
автомобилисты-вегетарианцы — для них есть отдельное меню.
Некоторые блюда, которые можно купить на АЗС Orlen
Проехав в глубь Польши по трассе S19, недалеко
от Жешува, мы заехали еще на одну бесплатную парковку. Магазинов
и кафе на ней нет, но зато работал бесплатный душ и туалет.
Обслуживающего персонала в постройке нет, тем не менее внутри было
очень чисто и все в рабочем состоянии!
В туалетной комнате для людей с ограниченными
возможностями установлен откидной туалетный столик. А вот дверь в душ
там оказалась запертой.
На территории парковки установлены беседки, урны для
мусора, тренажеры, площадка для детей, краны с питьевой водой.
Фото: Юлия Альгерчик, TUT.BY
Венгрия: стоянка дороже, но зато покормят
Остановку на паркинге в Венгрии сделали
в небольшом городке Tornyosnémeti, недалеко от границы
со Словакией.
— Здесь люблю останавливаться — спокойно
и тихо, — объясняет выбор именно этой стоянки Александра.
— Правда, душ тут один на мужчин и женщин…
Въезд на парковку стоил 8 евро — за эти
деньги стоять тут можно 24 часа. В эту стоимость входит пользование интернетом,
душ и туалет. Кроме того, за эти деньги можно съесть блюдо
в кафе.
Кстати, из-за языкового барьера Саша ошиблась
в отношении душа — для женщин он отдельный, только расположен
в одном помещении с туалетом для инвалидов. Отметим, что мыться
в нем было очень неудобно: никаких крючков и полочек, чтобы повесить
одежду и полотенце, хотя был он идеально чистый.
Всего на водные процедуры отводится семь минут,
в них вложиться нам удалось, хотя в туалетной комнате пришлось
задержаться — надо было почистить зубы, нанести на лицо крем, уложить
волосы. Через некоторое время в дверь начала стучать сотрудница заведения
и интересоваться, все ли в порядке. Возможно, тем самым она
давала понять, что комнату пора освобождать.
Туалет и душ, в котором можно помыться женщинам
— Если покупать тут готовые блюда, то наешься
хорошо — порции большие. Но есть момент — я вегетарианка,
а все блюда здесь продают с мясом. Поэтому приходится использовать
свои припасы из холодильника, — говорит Александра.
«В России брутальные парковки с нулевым
сервисом»
Директор компании «Янстронг» Дмитрий Воронцов рассказал
AUTO.TUT.BY, что своим водителям он настоятельно рекомендует в любой
стране останавливаться на организованных парковках, где есть освещение
и видеокамеры: в таких местах безопаснее, меньше риск, что
в машину залезет вор.
— В рейсах дальнобойщики вынуждены терпеть бытовые
неудобства. Конечно, с каждым годом в Беларуси в этом плане
условия улучшаются: например, если раньше на АЗС приезжали только
заправляться, то сейчас это целые комплексы с туалетом, душем, кафе,
парковкой. Но если сравнить нас с европейскими странами,
то стремиться есть к чему.
Хотя в Европе Александра попасть в магазины
не успевает, на некоторых придорожных комплексах есть магазины, где
можно купить что-нибудь красивое себе и своим близким
Основываясь на отзывах сотрудников, Воронцов отметил,
что самые лучшие объекты придорожной инфраструктуры в скандинавских
странах: Дании, Норвегии, Швеции. Даже в самой глухой деревне там есть
туалет и душ такой, как в Беларуси в дорогом отеле. Причем
на большинстве объектов услуги бесплатны.
— Чуть пониже уровень таких объектов в Бельгии,
Голландии, Германии. Но их состояние даже в одной стране
разное — зависит от региона. Там, где больше эмигрантов, большая
проходимость людей, инфраструктура не такая идеальная. В соседней
Польше эти объекты тоже разные: ближе к границе попроще.
А вот чем дальше водитель едет в глубь России —
тем хуже с придорожной инфраструктурой. У Александры Хурсан
в этой части небольшой опыт — отправляют ее чаще всего
в Краснодар — туда, где условия более-менее.
— Есть много брутальных российских городов:
Магнитогорск, Челябинск, Екатеринбург, а ближе к Якутску — они
еще суровее. С придорожным сервисом там негусто, да еще
и «соловьи-разбойники» на дорогах промышляют — опасно.