Превращение
Беларуси в один из основных транспортных коридоров транзитного потока из
Евразийского экономического союза в Евросоюз и обратно наложило серьезный
отпечаток на поведение белорусских властей в период объявленной ВОЗ пандемии
коронавирусной инфекции.
Несмотря на
повсеместное закрытие границ, республика, как известно, не пошла по пути
самоизоляции, попытавшись максимально сохранить товарный транзит по своей
территории. При этом, как отмечал 23 апреля Александр Лукашенко,
Минск «определил три коридора, по которым до сих пор передвигаются люди и
грузы». «И закрываться не собираемся. Пока нет такой необходимости.
Контролируем людей, грузы», – добавил он, будучи абсолютно уверен в том, что в
его стране, действительно, сделано все возможное, чтобы обеспечить безопасность
транзита.
Стоит
напомнить, что в Беларуси еще 23 января был усилен существующий с 2013 года
санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска на границе. Пограничникам
было предписано обращать внимание на людей с внешними признаками инфекционных
заболеваний, выводить их из общей очереди и передавать медикам для
обследования. Дополнительно к этому в аэропортах страны под особый контроль
попали пассажиры, которые прибывали из стран с неблагоприятной эпидемической
ситуацией и где были выявлены очаги заболевания. Их стали проверять
тепловизорами на наличие повышенной температуры тела. Кроме того, у прибывших
до 18 марта брали мазки для тестирования на коронавирус. Позже
на границе стали выдавать для заполнения «Анкету прибывшего», в которой нужно
указать, где и какое количество дней человек был, адрес места проживания
и номер телефона. Однако наибольшее внимание белорусские власти стали
уделять транзитным грузоперевозчикам, следующим по территории республики на
автомобильном транспорте.
Как известно,
через РБ идут несколько основных автотранспортных потоков из стран Евросоюза,
Украины и России, а также в обратном направлении. Именно эти три основных
коридора и упоминал А. Лукашенко, говоря о проведении в стране мер, призванных
сделать их максимально безопасными.
Так, чтобы
предотвратить завоз и распространение коронавируса, на основе оперативного
решения межведомственной рабочей группы в Беларуси с 19 марта все следующие
через республику водители-дальнобойщики должны останавливаться для отдыха,
питания и заправки только на определенных правительством АЗС и никуда оттуда не
отлучаться. Позже появилось постановление Совета Министров от 25 марта № 171 «О
мерах по предотвращению завоза и распространения инфекции, вызванной
коронавирусом COVID-19». Согласно нему «все водители, осуществляющие транзит
грузов через территорию Беларуси, обязаны пользоваться только утвержденными
национальными дорогами и парковаться только в указанных местах для отдыха, есть
или заправляться». Кроме того, указывалось, что они «обязаны покинуть
территорию Белоруссии по кратчайшему маршруту не позднее дня, следующего за
днем въезда на ее территорию», за исключением случаев поломки,
разгрузки-погрузки товара или смены транспортного средства. Помимо этого,
водители должны иметь средства индивидуальной защиты (медицинские маски,
перчатки) и использовать их при выходе из автомобиля, а после завершения
перевозки грузов они обязаны соблюдать установленные законодательством требования
по самоизоляции. Проще говоря, те, кто следует транзитом через Беларусь, должны
не просто соблюдать максимально возможные меры предосторожности, но и покинуть
страну в течение суток. При этом к нарушителям предусмотрены и санкции – штрафы
от 20 до 500 евро.
Несмотря на
введенные правила, многим транспортным компаниям и водителям они показались не
более чем формальностью. Однако в Беларуси, как показали дальнейшие события,
действительно, был организован серьезный контроль за сроками нахождения транзитного
транспорта в стране, в том числе и прибывшего со стороны России. При этом
изначально такой контроль был только в отношении грузоперевозчиков из Польши,
Прибалтики и Украины, так как установить время их въезда в страну не составляло
никакой проблемы. Примечательно в данном случае то, что на заявления водителей
и транспортных компаний о том, что отведенного времени на прохождение всей
республики при соблюдении норм труда и отдыха недостаточно, белорусские
пограничники ответили однозначно. По их словам, сутки – «оптимальный и
достаточный для доставки товаров в пределах республики, в том числе и для
сквозного транзита через Беларусь в третьи страны, а также до
белорусско-российского участка границы». Одновременно было указано, что
нынешний подход «не противоречит нормам таможенного законодательства
Евразийского экономического союза».
После
введения новых норм белорусские власти на практике приступили к контролю за
транзитом автотранспорта по территории республики. К этому процессу
присоединились не только таможенники, но и Транспортная инспекция, ГАИ и даже
прокуратура. В итоге уже к 22 апреля инспекция на транспорте выявила 192
нарушения, Госавтоинспекция – 692, а Таможенный комитет сообщил о 576 случаях
несоблюдения установленных правил. Всего же с начала действия постановления
Совмина Транспортная инспекция вручила водителям почти 15,6 тыс. требований.
Кроме того, власти только в Бресте и Брестском районе к 23 апреля смогли
принудительно отправить на самоизоляцию 1 706 граждан, из которых 995 – дальнобойщики,
вернувшиеся из рейсов. Примечательно в данном случае то, что основными
нарушителями (около 90%) на сегодняшний день являются именно белорусские
граждане, которые работают в том числе на иностранные транспортные компании.
Казалось бы,
власти Беларуси обеспечивают максимально возможную в складывающейся обстановке
безопасность для страны, при этом не давая транзитному потоку, проходящему по
территории республики, остановиться. Однако ряд негативных моментов по-прежнему
остается. Как отмечают сами перевозчики, на практике реальность часто не
совпадает с официальными заявлениями. Так, отмечается, что требование «пересечь
страну за сутки» никак не соотносится с режимом труда
и отдыха, при нарушении которого в ЕС или России следуют огромные штрафы.
В сложившейся ситуации у водителей возникает дилемма – остановиться на отдых в Беларуси
и в худшем случае заплатить здесь максимальный штраф в 500 евро или нарушить
нормы и получить проблемы на несколько тысяч евро уже после выезда из
республики. Выбор в данном случае более чем очевиден. При этом уже были
отмечены случаи, когда водителей штрафовали даже за то, что они стояли в
многокилометровых очередях на белорусско-польской или литовской границе – ведь
формально они нарушали установленные в стране требования о сроке пребывания.
Кроме того,
многие из автоперевозчиков при въезде в Беларусь не получают никакой информации
о перечне стоянок, специально предназначенных для транзитного транспорта. При
этом, как отмечают водители, большинство из таких стоянок имеют только
несколько мест для грузовых авто, что не позволяет пользоваться ими всем
желающим. К тому же на многих из них нет ни душа, ни пунктов питания.
Примечательно в данном случае и то, что так называемые оборудованные для
транзитных перевозчиков АЗС отличаются от того, что было до пандемии, лишь тем,
что в них появились линии разметки у касс и прозрачные стекла перед
продавцами.
Не лучше
выглядит ситуация и с самой организацией транзита по Беларуси. В некоторых
местах, чтобы оплатить право проезда по белорусским дорогам (система BelToll),
водителям приходится не только останавливаться на АЗС, не вошедших
в список разрешенных, но и сворачивать с определенных для транзита
магистралей. При этом Транспортная инспекция и ГАИ республики в таких случаях
все равно составляют административные протоколы, отмечая, что возникшая
проблема не касается их ведомств, а водители должны решать ее сами.
В конечном счете сложившаяся ситуация на белорусских дорогах свидетельствует о том, что власти республики, действительно, создали некие коридоры для транзита грузов наземным транспортом. При этом контроль за ними в стране осуществляется в режиме «24 на 7» сразу несколькими ведомствами. Это позволяет говорить о том, что вопрос обеспечения безопасности белорусских граждан от завоза в страну коронавирусной инфекции извне вполне может быть сведен к минимуму. Вместе с тем сам по себе чрезмерный контроль и недостаточно эффективная организация транспортных потоков снижают привлекательность белорусского маршрута для перевозчиков и в будущем могут оказать негативное влияние на раскрытие транзитного потенциала республики.