Пакет новых правил, регулирующих сектор грузовых автоперевозок на
территории ЕС, убьет отрасль, считают в Латвии. По мнению представителей
сектора, принятие новых правил стало следствием лоббирования интересов стран
Старой Европы.
Новые правила в области грузоперевозок Европарламент утвердил в начале
июля.
Компании обязывают организовать график таким образом, чтобы
дальнобойщики могли регулярно возвращаться домой — каждые 3-4 недели. При этом
обязательный еженедельный отдых больше нельзя проводить в кабине своего
грузовика.
После вступления правил в силу, транспортная компания,
зарегистрированная в любой из стран ЕС, должна будет юридически подтверждать
наличие значительного объема перевозок именно в этом государстве, кроме того,
каждая ее машина должна возвращаться в страну, где зарегистрирован операционный
центр компании, не реже одного раза в два месяца.
В грузовиках станут обязательными тахографы, которые регистрируют
пересечение границ между странами ЕС. Под действие правила попадут и небольшие
транспортные средства от 2,5 тонны.
Латвийские перевозчики считают, что таким образом их устраняют как
конкурентов перевозчикам из Западной Европы.
"Наши водители, руководители компаний, логисты — они
предприимчивые, с широким полем зрения, поэтому мы создали серьезную
конкуренцию для западных перевозчиков, что им не нравится", — заявил
председатель правления ассоциации Latvijas Auto Александр Поцилуйко.
Представители компаний-грузоперевозчиков критикуют ряд положений
реформы. Например, положенный 45-часовой отдых должен быть обеспечен в
помещении, где есть место для сна и удобства. Казалось бы, это защищает
водителей, но не все так радужно, говорит дальнобойщик Александр Михальчук.
"Если машина груженая — непонятно, где она будет стоять, чтобы
ничего с ней не случилось? Если я буду жить в мотеле, а машина будет стоять на
автобане — это ненормально. У них стоянок охраняемых очень мало", -
отметил он.
Другое требование — возврат фуры каждые восемь недель в страну
регистрации. Машина должна приходить пустой, а затраты покрывать — перевозчик.
Член правления ассоциации Latvijas Auto Александр Черкасов прогнозирует
смену "прописки" транспортных средств.
"Чтобы избежать возврата машин, придется крупным фирмам перенести
юрисдикцию в старую Европу или в Польшу, маршруты обслуживать оттуда будет
логистически выгоднее", - считает он.
В Latvijas Auto подсчитали, что из-за этого могут закрыться до 40-50%
латвийских компаний.
"Бороться надо как-то, но не вижу перспективы для развития бизнеса
— и вообще, я думаю, все придет в катастрофическую яму", — считает
директор компании DDN Plus Дмитрий Наприенко.
В Минсообщения новые правила называют дискриминирующими и считают, что
они болезненно ударят по экономике Латвии. И даже готовы судиться, заверила
заместитель директора департамента автотраспорта Минсообщения Анния Новикова.
"Литва, например, Болгария, Румыния, Польша — и они уже, насколько
я знаю, подали такой иск. Мы еще консультируемся с коллегами и будем решать на
государственном уровне — либо присоединяться к уже поданному иску других стран,
либо подавать его самостоятельно", - пояснила она.
Кроме того, и в министерстве, и в ассоциации отмечают, что новые
правила противоречат "зеленому" курсу Евросоюза. Большое количество
грузовых машин изо всех стран ЕС будут ездить порожняком по Европе, чтобы
выполнить условие — возврат по месту "прописки" каждые восемь недель.
Согласно исследованию, это увеличит выбросы СО2 за год на 3,2 миллиона тонн.
Читайте также: До 2 тысяч евро. Дальнобойщиков будут штрафовать в Литве за нарушение режима труда и отдыха