Заказать транспорт в
любую точку на карте прямиком со смартфона? Это станет реальностью, возможно,
совсем скоро. Ковидный кризис на наших глазах рождает в международном
автомобильном транспорте новую отрасль – «мобильных перевозчиков».
Российские эксперты утверждают:
высокоавтоматизированная и скоростная логистическая цепочка придется миру очень
кстати. Поскольку грузовладельцам все более интересен полный спектр
транспортно-логистических услуг с режимом доступа с мобильного телефона. Вряд
ли появление этих ожиданий можно связать исключительно с кризисом 2020-го, но
то, что пандемия с ее ограничениями ускорит развитие мобильных транспортно-логистических
сервисов, не вызывает никаких сомнений.
Осознание и понимание
новых тенденций в логистике поможет транспортным компаниям преодолеть кризис.
Помимо цифровизации и «мобилизации», это демпинг на логистическом рынке, с
которым международный автомобильный транспорт столкнулся уже сегодня.
Демпинговать и довольно
долго выдерживать конкуренцию в этих условиях многие компании не смогут.
Значит, с рынка в ближайшее время уйдут более слабые игроки. В первую очередь,
мелкие и даже некоторые средние компании. Те же, кто посильнее и до кризиса
обзавелся «подушкой безопасности», выдержат. У них даже есть неплохой шанс «за
недорого» нарастить свой автопарк и долю на рынке.
Кроме банкротств,
слияний и поглощений, транспортный комплекс ожидает волна кооперации и объединения
сервисов. Бизнес начнет объединяться ради пользования услугами друг друга. Коллаборация
логистических и сервисных компаний, к примеру, позволит им разработать комплексные
предложения для клиентов и усилить свои рыночные позиции. Тем, кто найдет
«точку опоры» друг в друге раньше, повезет, конечно же, больше.
Еще один тренд –
аутсорсинг. Он не в новинку, но именно сейчас передача на сторону непрофильных
процессов и услуг позволит сполна оценить такие выгоды, как экономия бюджета и
времени. Развитие аутсорсинга в период растущего спроса на сборные грузы даст
возможность игрокам рынка эффективнее заполнять транспорт и группировать
отправки на взаимовыгодных условиях.
Чего еще ожидать в
будущем? Перераспределения объемов в сторону сухопутных перевозок, особенно на
маршрутах Азия – Европа. Но грузовладельцы, «при прочих равных», будут
ориентированы на железнодорожный транспорт, а не на автомобильный. Строгие
проверки, карантины в период пандемии замедлили скорость доставки грузов. Неприятный
осадок от этого грузовладельцы будут помнить еще долго, несмотря на все вопросы
к работе железной дороги. Помешать развитию железнодорожных перевозок может
разве что нерасторопность железнодорожных администраций. Или же полное
прекращение господдержки экспортных поездов Китаем, что некоторые эксперты
предрекают уже в 2023 году.
В завершение – ложка
меда. Доставки «последней мили» приобретут еще большую важность. И автоперевозчикам,
которые не гонятся за «длинным плечом», пережить этот кризис будет легче всего.
В более выгодном положении будут компании, которые перевозят продукты питания и
фармацевтические товары.