Автоперевозчики
обратились к Дмитрию Медведеву с просьбой ужесточить весовой контроль на
российских дорогах. Они уверены: большегрузы с перевесом не только портят
асфальт, но и отнимают работу у честных предпринимателей.
Недобросовестные
автогрузоперевозчики не только разрушают дороги «из-за своей жадности», но и, допуская
перегруз в 2–3 раза больше нормы, сокращают объем работ для своих коллег и
снижают налоговые поступления в бюджет. Об этом говорится в обращении
ассоциации «Грузавтотранс» к премьер-министру Дмитрию Медведеву (письмо есть в
распоряжении «Известий»). Правильным методом решения этой проблемы, по мнению
экспертов Высшей школы экономики, станет создаваемая в России государственная
система весогабаритного контроля (АСВГК), которая является частью нацпроекта
«Безопасные и качественные автодороги». Грузоперевозчики при этом подчеркивают,
что отдельные владельцы грузовиков пытаются переложить ответственность на
государство и сами загнали себя в тупик, десятилетиями соглашаясь на перегруз, увеличивая
прицепы для загрузки 80 и более тонн вместо положенных 40. Водители легковых
машин и автобусов считают перегруженные фуры серьезной опасностью на дорогах.
Как указано в письме
«Грузавтотранса», большинство участников рынка перевозок — в частности, зерна —
работают с грубейшими нарушениями. Основной проблемой были и остаются
криминальные по сути перевозки с существенным перегрузом. При этом, отмечает
ассоциация, в результате отсутствия тотальной системы контроля за соблюдением
законодательства и происходят систематические нарушения. Кроме того, это
способствует росту теневого сектора экономики и всё больше повышает опасность
дорожного движения.
«Перевозчики, которые стараются не
нарушать закон, в итоге теряют заказчиков, не имея возможности конкурировать по
стоимости услуг с «махинаторами»», — говорится в письме.
Директор Института экономики
транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин подчеркивает, что это
письмо можно рассматривать в качестве горячей поддержки АСВГК как важной
составной части национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные
дороги».
— АСВГК создается именно для того, чтобы
навести порядок на дорогах, исключить существующую сегодня массу злостных
нарушителей-грузоперевозчиков. И АСВГК даст конкурентные преимущества честному
перевозчику, который работает по правилам, — считает Михаил Блинкин.
До 2024 года на федеральных трассах
будет построено 387 пунктов АСВГК. Сегодня в тестовом режиме работают 28 таких
«умных весов». Они позволяют в безостановочном режиме проверять соблюдение
грузовиками установленных весогабаритных норм. Предполагается, что штрафовать
нарушителей в автоматическом режиме будет Ространснадзор. Статистика работы
пилотных пунктов, как ранее отмечал Росавтодор, показала, что каждый третий
грузовик едет с перегрузом. Учитывая, что в РФ зарегистрировано более 6,5 млн
грузовиков, нарушителями могут являться свыше 2 млн большегрузов.
Необходимость автоматизированной
системы взвешивания грузовиков на слушаниях проекта АСВГК в Общественной плате
РФ, состоявшихся в конце прошлого года, поддержал и президент Ассоциации
международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) депутат Госдумы Евгений
Москвичев.
— Нужна автоматизированная система
взвешивания. Никакая ручная на территории Российской Федерации неспособна
отконтролировать 1,5 млн км дорог. Нами как депутатами был принят закон, что
сыпучие грузы свыше 40 т мы запрещаем возить. К сожалению, этот закон не
исполняется, — пояснял он.
Опрошенные «Известиями»
грузоперевозчики отмечают, что значительное число владельцев грузовиков должны
винить в проблеме перегруза самих себя.
— Вопрос десятилетней давности с
перегрузом и отдельно по зерновозам никак не связан с федеральной системой
весогабаритного контроля.
Складывается дикая для нормального
предпринимателя ситуация: дальнобойщики самыми разными способами увеличивают
прицепы, нашивают доски, приваривают к самосвалам дополнительные борта, а потом
загружаются по 100 т и винят всех вокруг.
Это как пить водку вместо молока, а
потом обвинять государство и врачей в больной печени, — говорит индивидуальный
предприниматель Егор Федяев, владелец двух грузовиков с заводскими датчиками
нагрузки на ось.
«Грузавтотранс» в своем письме
перекладывает ответственность на грузовладельцев, которые «вынуждают
перевозчика «гробить» дорогостоящее оборудование (тягач, прицеп), платить
штрафы и разрушать дороги». Однако искать правых или виноватых не надо, считает
Михаил Блинкин.
— Надо, чтобы на рынке не было
перевозчиков, которые допускают перегрузы, превышения допустимой осевой
нагрузки. АСВГК, полностью автоматическая, исключающая «человеческий фактор»
при проверках, нужна не для того, чтобы заработать деньги на перевозчиках с
помощью штрафов, наоборот, цель заключается в том, чтобы штрафов вообще не было.
Она должна в разы снизить число нарушителей, которые путем несправедливой
конкуренции вышибают хороших перевозчиков с рынка, да еще и разрушают дороги, —
заключил эксперт.
Также «Грузавтотранс» просит
контролирующие органы организовать тотальный контроль во всех пунктах приемки
зерна (терминалы, порты), чтобы ни одна машина не могла заехать к
грузополучателю. Собеседник «Известий», работающий на рынке продажи зерна, выразил
непонимание, почему государство должно обязать частные терминалы ставить
дополнительные весы.
— Объем загрузки — вопрос
коммерческих взаимоотношений заказчика и перевозчика. У нас больше половины
дальнобойщиков — физические лица. Они работают без договоров через посредников,
отдавая им половину заработка. И эта проблема существеннее, чем размер ставки
за перевозку и перегруз.
Работа в «серую» без юридического
статуса оставляет перевозчика в бесправном состоянии, — пояснил он.
По мнению рядовых автомобилистов, перегруженные
фуры являются серьезной угрозой безопасности дорожного движения.
У водителей легковых машин и
автобусов нет и не будет понимания, почему владельцы перегруженных грузовиков
не думают о безопасности, добавил координатор движения «Общество синих ведерок»
Петр Шкуматов.
— Особенно тревожно, когда
перегруженная фура ползет в гору. Всегда представляешь, как у нее отказывают
тормоза, не рассчитанные на такой перегруз, и она летит в тебя на полном ходу. Был
свидетелем происшествия, когда в Ставропольском крае зерновоз скатился с горки
и «сложился». Зрелище не для слабонервных. Слава Богу, тогда никто не пострадал,
но это была всего лишь счастливая случайность, — рассказал он.