0
06:34

Мужчин в «дальнобои» посылают жены, а женщины идут по зову души

Как бы там ни было, но факт: профессия «водитель-международник» перестает быть чисто мужской.

По данным бобруйских автошкол с 2018 года в два раза выросло количество тех, кто получают водительские удостоверения категорий С и Е и отправляются работать в международных направлениях, и дело здесь совсем не в романтике дальних и не очень дорог.

Преподаватели автошкол заметили еще одну тенденцию: несмотря на то, что профессия всегда считалась «чисто мужской», в последний год эти категории становятся востребованными и у женщин.

Александре Хурсан 26 лет. В 19 девушка получила водительское удостоверение категории В. В прошлом году сдала на категорию С, а в январе этого года ей «покорилась» и категория Е, и теперь Александра имеет право управлять грузовиком массой более 3,5 тонн с прицепом, который весит более 750 кг.

После недельного обучения в Минске она получила еще и удостоверение водителя-международника. После этого началась ее 1,5-месячная стажировка. Напарником и одновременно наставником стал для нее двоюродный брат, который водит «фуры» уже семь лет. Саша уже побывала с ним в Польше, Венгрии, Словакии и России. В мае стажировка заканчивается, и она планирует отправиться в самостоятельный рейс.

Саша отучилась в торгово-экономическом колледже на продавца. Но потом решила, что «водитель-международник» – более интересная профессия. О зарабатывании денег, говорит, в тот момент не думала.

Родители к ее решению отнеслись по-разному: мама поддержала и даже пошутила, мол, будет ездить с ней, отец же отнесся скептически. Но после того как дочь сдала на права категорий С и Е, принял ее выбор. Двоюродный брат, с которым сегодня Александра колесит по странам, тоже воспринял все спокойно. А вот знакомые никак не унимались: «Где это видано, чтобы девочки там работали!»

Но решение было взвешенным. Тем более что знакомые водители-международники правду о жизни «дальнобойщика» и внутренней «кухне» от нее не скрывали. К тому же Саша узнала, что и в России, и в Европе женщины работают в этой сфере, и это не вызывает удивления. Во время своей стажировки девушка встретила трех таких женщин, все россиянки.

Но пришлось столкнуться не только со скептицизмом, а и с тем, что в Беларуси женщинам официально запрещено работать водителем-международником. Поэтому для того, чтобы Александру допустили к этой работе, фирма, в которой она обучалась, провела необходимую «аттестацию рабочего места».

«Когда видишь машины в кюветах, становится страшно»

Пока самый длинный рейс Александры – десять дней в дороге. Вместе с братом-напарником они так ездили в Краснодар. Водителю-международнику за рулем разрешено находиться не более девяти часов, потом надо делать перерыв, отдыхать. А вместе с напарником можно ехать 18 часов, по очереди.

– В первый рейс я поехала зимой, – вспоминает Александра. – Вначале было страшно, особенно когда видишь машины в кюветах. Поэтому ехала медленно и очень аккуратно, сейчас стала посмелее. Но не скажу, что это легко – управлять такой махиной. Садишься в кабину и понимаешь, насколько длинна фура – 16 метров, из них 13 – это прицеп. Всегда надо брать больший радиус поворота, тяжело проехать, когда узкие дороги. Иногда смотришь и забываешь, что нужно сделать, особенно когда интенсивное движение. Но, как мне говорят, к этому просто нужно привыкнуть.

– Еще тяжело, когда сбивается навигатор, – продолжает она. – Опытные водители уже знают, как действовать, я пока еду только по нему. Тяжело работать с тентом. Иногда просто не хватает сил растентовать прицеп. Думаю, когда начну ездить одна, буду просить кого-нибудь помочь.

Ну а самое плохое – это поломки и аварии. Но надо будет как-то самой разбираться или, опять же, просить о помощи.

По словам Саши, мужчины-коллеги тоже по-разному относятся, когда видят за рулем фуры девушку: кто-то показывает, что «класс!», а кто-то – «ходи пешком». Во время растентовки кто-то может молча помочь, а кто-то будет ехидно наблюдать со стороны.

– Больше тех, кто просто наблюдает, – признается Саша.

К бытовым неудобствам в дороге Александра, по ее словам, морально готова.

– Душ и туалет ищем по пути. Правда, иногда думаю, что лучше бы туда не заходила. Если есть время, то готовим. Единственное – зимой на улице в мороз неприятно умываться.

Что касается стирки:

– Какие-то мелкие вещи можно постирать в дороге, а затем развесить сушиться в кабине.

Как призналась Александра, после того как начала водить фуру, она стала значительно аккуратнее ездить на легковой машине, а когда видит впереди большегруз, то тормозит заранее.

Профессия для женщин с мужским характером

По словам Саши, когда она училась в автошколе на категорию СЕ, в группе из 30 человек она была единственной девушкой:

– Будущие одногруппники сначала решили, что я дверью ошиблась.

Но, по наблюдениям Саши, женщин с такими категориями не так уж и мало, просто многие, видимо, не могут трудоустроиться или стесняются.

И женщин, и мужчин на этот «хлеб» толкает желание заработать.

– А мужчин в «дальнобойщики» часто отправляют жены.

Тем девушкам, кто мечтает о такой жизни, Саша советует не спешить, а вначале сесть и проехать рейс в фуре, посмотреть на все изнутри.

– И в характере должны быть мужские качества, – считает она. – Это действительно тяжело, но не невозможно.

На вопрос, а как будет сочетаться ее работа с семьей, которая рано или поздно появится, Саша отвечает, что у нее в запасе точно есть еще лет пять, а там… как повернется жизнь. Но она уже строит планы, куда потратит заработанные деньги, мечтает о собственном жилье.

Сколько можно заработать

Александра на вопрос о заработке стажера на фуре, ответила уклончиво: меньше средней зарплаты. (Средняя зарплата в Беларуси на февраль 2019 г. составляла 977,6 руб. – прим. авт.).

 

На сайтах вакансий транспортные организации в Беларуси предлагают водителям-международникам заработок от 1 000 до 2 000 рублей в месяц.

По неофициальной информации реальная сумма может быть выше.

Профессия из разряда дефицитных

Леонид Вежновец, преподаватель высшей категории бобруйского филиала «Могилевского автоучебного комбината», вспоминает: когда категорию Е можно было получить только в двух школах Бобруйска, группы собирались по 25-30 человек. Сейчас количество школ выросло вдвое, а курсантов в группах столько же. Преподаватель объясняет:

– Эта тенденция появилась два года назад, и она постоянно нарастает. Связано с тем, что на Западе большой спрос на водителей-международников. Сейчас также в Германии рассматривается вопрос о внесении профессии «водителя-международника» в список дефицитных профессий. Если это произойдет, количество обучающихся снова вырастет.

Леонид Вежновец также отметил, что на эти категории в последний год стали приходить и женщины, хотя в прошлые годы представительниц прекрасного пола это не привлекало.

– Раньше приходили переучиваться только те женщины, которые уже работали на международных направлениях, и им надо было раз в пять лет проходить обучение. Сейчас приходят те, кто начинает обучение «с нуля».

Подтверждает такую статистику и зам. директора автошколы «Вояж» Денис Гусаров. Он отмечает: в их школе нагрузка по этим категориям увеличилась в среднем в два-три раза, количество желающих обучаться стало расти с лета 2018 года.

– Раньше в группе в среднем обучалось 10-15 человек, сейчас – около 30. Конечно, это в основном мужчины. Но процентов десять – женщины в возрасте до 30 лет, – говорит Денис Степанович. – причина – экономический фактор.

Почему девушки хотят водить большегрузы? Мнение психолога

– Конечно, такая работа нарушает классическую модель отношений в семье, где женщина – хранительница очага. Но в каждой семье договариваются по-своему, – говорит психолог Мария Капустина. – Я не считаю, что женщина, выбирая себе такую работу, становится от этого менее женственной. Но что-то мужское в характере таких девушек, конечно, есть. Уже в детстве по особенностям поведения таких «боевых» девчонок можно отличить от других. Это как раз тот случай, когда не профессия выбирает человека, а человек – профессию.

Но мне хотелось бы сказать о другом. Независимо от пола, длительное проживание вдали от семьи влияет на ее функционирование. Нельзя сказать, что такие семьи чаще распадаются, но там, где человек подолгу отсутствует, часто возникают проблемы со взаимопониманием. Ведь в его отсутствие члены семьи живут своей жизнью с ежедневными бытовыми заботами, радостями и трудностями. Тот, кто работает на расстоянии, также живет своими заботами. То есть, параллельно идут две жизни, которых объединяет моральная поддержка.

Когда человек возвращается домой, он попадает в семью – движущую и живую систему. Ему сложно влиться в общий ритм. Тут могут возникать сложности, взаимные обиды, ощущение холодности. Всем членам семьи нужно адаптироваться к такой профессии.

Источник: https://bobruisk.ru

Авто

читать больше