Зачастую
для большинства владельцев грузовой техники все технические вопросы, связанные
с маркировкой и классификацией масел для автомобилей, представляют собой
настоящую головоломку со странной комбинацией цифровых и буквенных обозначений.
Поэтому
мы обратились к Павлу Черногорову, начальнику группы продаж масел и
техжидкостей компании Armtek, с просьбой рассказать обо
всех особенностях выбора и последующей эксплуатации моторных масел.
В чем заключаются
основные различия моторных масел для легкового и
грузового транспорта?
Все моторные масла
классифицируются по своим характеристикам. Существуют две общепринятые
классификации: ACEA
– Ассоциация Европейских Автопроизводителей и API – Американский институт нефти. Для
классификации масла проводится лабораторный тест.
Классификация ACEA делит
масла по типу двигателя. Из четырех классов: A, B, C, E – только масла класса E подходят для грузовых автомобилей. Пример
обозначения класса ACEA
на моторном масле: ACEA
E6/
E4.
Классификация API также
делит моторные масла на группы, однако их только две: S – для бензиновых двигателей и C – для дизельных двигателей, без
разделения на легковые или грузовые. Наиболее часто встречающийся класс для
грузовой техники – API
CI-4.
Кроме того, моторные
масла классифицируются допусками автомобильных производителей. Маркер для
грузовой техники по каждому отдельному производителю выглядит так: MB 228.51;
MAN
M
3477;
Volvo
VDS
4.5
и т.д.
Стоит помнить, что все допуски
автопроизводителей строятся на платформе классификации ACEA или API. Но уже сейчас все автомобильные
концерны указывают свой фирменный допуск в качестве основного.
Вы уже знаете, что масла
для грузовой или легковой техники разделены классами и допусками, однако пока
еще не поняли, чем они отличаются? Тогда пойдем дальше.
Основные отличия по физико-химическим
параметрам:
Материалы, которые
используются для изготовления двигателей легковых и грузовых авто, различны.
Для изготовления грузовых двигателей используется большое количество тяжелых
цветных металлов: медь, свинец, никель, олово, латунь. Тяжелые металлы являются
дополнительным окислителем масла, наряду с разогретым до высокой температуры
кислородом и серой, которые содержатся в топливе.
Пакет присадок отличается от легковых масел и рассчитан на более высокие нагрузки. Особенность грузового масла – высокое щелочное число, которое помогает выдерживать вышеуказанные окислительные процессы.
При использовании в легковом автомобиле продуктов, предназначенных для грузовой техники, могут возникать отложения в области поршневых колец.
Основные отличия по применению:
Самым важным отличием в применении грузовых и легковых моторных масел является интервал замены масла. Для легкового транспорта максимально допустимый производителями пробег без замены моторного масла – 30 000 км, а грузовые автомобили уже имеют стандартный интервал замены моторного масла в 60 000 км и удлиненный – до 120 000 км без замены.
На долговечность грузового масла влияют как указанные выше физико-химические параметры, так и тот факт, что в двигатель грузового транспорта заливается в 6-10 раз больше моторного масла, чем в двигатель легкового авто.
Важно отметить, что требования к маслам задает производитель двигателя, так как это рабочий элемент, с учетом которого инженеры конструируют и тестируют рабочие характеристики двигателя, а также его ресурс
Что будет, если моторное масло для легковых авто заливать в грузовую технику?
Если бы Вы задали такой вопрос инженеру, который ведет
разработку двигателя, или рабочему, который обслуживает автомобиль в фирменном
сервисе, то однозначно получили бы ответ: «А зачем Вы это спрашиваете? Так не
положено делать, и мы не знаем, что произойдет».
Выше мы уже говорили, что рекомендации по применению масла и требование к ним задает автопроизводитель. Залить продукт, который не соответствует классу вязкости и допуску производителя, означает провести опыт на своей технике и ждать результат, который в перспективе будет плачевным.
Если вернутся к вопросу, что будет, если залить
легковое масло.
Деструкция масла наступит достаточно быстро,
значительно раньше необходимого рубежа 60 000 -120 000 км. Первой по
списку придет в негодность вязкостная присадка, что приведет к снижению вязкости
и, как следствие, к масляному голоданию.
По этой же причине высока вероятность перегрева двигателя.
Думаю, что этого достаточно и не стоит искать еще возможные последствия такого эксперимента.
Моторное масло какого производителя
считается самым универсальным
для использования? На какую марку следует обратить внимание при выборе
масла для автопарка грузовиков, где присутствуют модели различных
автоконцернов?
Очень часто к нам обращаются крупные перевозчики с запросом продукта конкретного бренда и твердым убеждением в том, что другие продукты использовать нельзя.
Начнем сначала. Как получить информацию о том, какой продукт можно использовать?
Мы уже говорили, что применение любого не
соответствующего продукта – это ненормально.
Единственным правильным решением является использование продукции, рекомендованной производителем техники. Причем ни один из концернов не дает жесткой привязки к конкретному бренду моторного масла, а предоставляет вязкость и допуск, на основании которого можно сделать выбор.
С каждым новым авто клиент получает руководство по
эксплуатации, в котором указаны требования к техническому регламенту: размер
шин, типы используемых жидкостей, включая класс вязкости и спецификации
моторного масла. Давайте рассмотрим на примере самых популярных грузовых авто DAF XF 105
и Mercedes Actros, как правильно подобрать
моторное масло, и можно ли найти универсальный продукт для обоих производителей:
Таким образом, вы видите, что требование к маслу к DAF XF105 указано по вязкости и классу ACEA без допуска автопроизводителя.
Для Mercedes Actros основное требование сводится к допуску MB 228.51 и вязкости, подходящей к климатическим условиям. Наиболее универсальной вязкостью для Европы будет 10W-40 или более современное 5W-30.
Для обоих авто подойдут такие масла, как:
Areol Trans Truck ECO с вязкостью 10W-40, допуском ACEA E6 для DAF XF 105 и соответствие допуску MB 228.51 для Mercedes Actros.
Или
TOTAL RUBIA TIR 8900 FE с вязкостью 10W-40, допуском ACEA E6 для DAF XF 105 и официальным одобрением к использованию MB-Approval 228.51.
Вот пример подбора универсального масла, где соблюдены требования обоих производителей техники.
Если вы не можете или не хотите искать руководство по
эксплуатации, воспользуйтесь онлайн-подбором масла. Онлайн-подбор построен на
основании информации из инструкции по эксплуатации автомобиля и гарантирует
точность. К примеру, подбор Total
по уже знакомым DAF
XF
105 и Mercedes
Actros
можно попробовать здесь.
Подбор
по сервисным данным и онлайн-подбор дают один и тот же результат. По скорости и
удобству, безусловно, выигрывает онлайн-подбор.
На
что следует обратить внимание при выборе масла, чтобы избежать
покупки некачественной/контрафактной продукции?
Да, к сожалению, подделка масла – это актуальная
проблема для нашего региона.
Обычно покупатели ищут в интернете информацию о том, какие
отличительные особенности можно найти на оригинальном продукте: этикетка должна
быть такой, цвет канистры таким, вот тут зазор, там недобор.
Могу с уверенность сказать, что все виды внешних
отличий, которые есть в сети интернет, считаются не эффективными.
Вот две причины:
1. Разные заводы одного и того же бренда по
производству масла могут получать канистры и этикетки от разных производителей,
что гарантированно даст наличие минимальных отличий;
2. Все мелкие недочеты и ошибки этикеток
быстро исправляются производителями контрафакта.
Ну а какой верный способ
купить оригинальный продукт? Может стоит обращать внимание на защиту, которой
оберегают свои продукты бренды?
Это хороший способ, если на
канистре есть проверочный код, по которому вы можете получить информацию об
оригинальности продукта, но и он не эффективен.
Такие проверки актуальны
для РФ, где мировые производители имеют локальные производства. Та же
продукция, привезенная из Европы, не имеет никаких защитных кодов.
Сейчас этот вопрос очень
актуален. Долгое время очень известный бренд, признанный во всем мире,
поставлял на территорию Беларуси продукцию с российского завода, где на
канистрах были все степени защиты от подделки.
А потом, в связи с изменениями в законодательстве, поставщик был
вынужден вернуться к поставкам из Европы. Теперь потребители ломают голову, где
оригинальная продукция, а где нет.
То есть нет вариантов
защитить себя на 100% от подделки?
Есть. Данным вариантом пользуются все наши клиенты. Обратиться к официальному дистрибьютору бренда в РБ. Для подтверждения статуса часто используется сертификат официального дистрибьютора.
Пример:
сертификат Total
Так же информация о представителях в разных странах размещена на сайте самого производителя.
ООО
«Еврозапчасть»
Тел./факс:
+ 375 17 308 00 00
E-mail: сс@armtek.by