Дальняя дорога не только изматывает водителей, но и
становится катализатором различных конфликтов. Чем обернется ставшая рутиной
для каждого участника дорожного движения ругань? Реальной уголовной статьей.
Например, в Германии, статья §185 StGB (уголовного кодекса)
за оскорбления предусматривает штраф либо лишение свободы до одного года. С
применением физической силы срок может увеличиться до двух лет. На практике же
применение статьи обычно заканчивается штрафами. Несмотря на то, что «тарифные
сетки» в публичном доступе, фиксированной стоимости за то или иное высказывание
и жест не существует. Сумма штрафа рассчитывается в зависимости от ситуации и
наличия нарушений у водителя. В среднем, за оскорбление выходит от 10 до 30 суточных
тарифов (1 суточный тариф ≈ EUR16 на 1 января 2018 года). Если же водитель – регулярный
нарушитель, то, соответственно, и цена наказания может стать более высокой.
Кстати, вопреки распространенной информации, оскорбление
должностного лица не наказывается на дорогах Германии строже (в отличие от
Франции). А при хорошей доле везения полицейский может не сообщить начальству,
и вы благополучно продолжите путь.
В 2014 году в области дорожного движения в Германии была
проведена реформа, направленная на повышение сознательного поведения участников
движения и безопасности на дорогах. Ответственность за действия и слова на
дороге исчисляется в баллах. Если баллов наберется критическое количество, то
водитель лишается прав. Но, в целом, система предусматривает и «реабилитацию»:
баллы снимаются, а права возвращаются через определенный период.
Такие практики обучения сознательному поведению на дорогах
присутствуют не только в Германии. Так, в Испании водитель может получить
довольно большой штраф за вождение без рубашки, вождение одной рукой и,
конечно, за споры с полицией. Также во многих странах можно получить штраф за
пользование мобильным телефоном во время движения.
На дорогах Польши, скорее, накажут за превышение скорости,
чем за что-либо другое, но и законодательство за оскорбления в адрес полиции
существует. В большинстве случаев нарушение закончится штрафом, но есть 236
статья уголовного кодекса, которая предусматривает за оскорбления наказание
вплоть до 2 лет лишения свободы. Такое тоже случается: за оскорбление
пограничника белорус получил наказание в виде лишения свободы на 4 месяца с
отсрочкой на два года.
В России за оскорбление представителя власти можно получить
штраф до RUB 40.000 или обязательные (исправительные) работы (ст. 319 УК РФ). В
административном же кодексе при оскорблениях применяются ст. 5.61 КоАП РФ
«Оскорбление» (штраф значительно ниже – для граждан до RUB 3000) и ст. 20.1
«Мелкое хулиганство» (штраф до RUB 2500 или арест на 15 суток).
В Беларуси ситуация схожа. Оскорбление может
квалифицироваться как по Административному кодексу (штраф до 50 базовых величин
≈ $600), так и по Уголовному по статье 369, что предусматривает наказание в
виде лишения свободы вплоть до 3 лет.
Если водитель совершает правонарушение в другой стране, то
государство может использовать его регистрационный номер, чтобы получить личные
данные и выслать письмо на его (водителя) родном языке с требованием оплатить
штраф.
От «агрессивного вождения» по всему миру водителей отучают
законодательно, наказывая штрафами и (редко) арестами. Сотрудники полиции
считают такой подход правильным, ведь он научит уважать их и снизить количество
возникающих конфликтов. Но для водителей все выглядит иначе.
«Мой товарищ в прямом смысле слова «оброс» штрафами за
оскорбление полицейских или политес, если выражаться корректнее. Но и сами
сотрудники полиции во многих ситуациях ведут себя довольно грубо, высокомерно и
разговаривают на повышенных тонах. А мой товарищ, конечно, не из молчаливых.
Поэтому почти каждый месяц в течение полугода получал «сувениры» – где на 30
евро, а где и на все 800. Немецкий юрист лишь развел руками и предложил
оплатить штраф. А что остается? Нарушил закон — плати.
Выходит, что подобной «оптимизации» подвергаются
исключительно водители. Как будто все дело только в нас! Я считаю, что если и
реформировать подобным образом систему дорожных правил, то рассматривать
проблему нужно комплексно. Не думаю, что водитель оскорбляет сотрудника полиции
от нечего делать. И ладно, если бы это были единичные случаи, но это уже входит
в привычку – слышать и читать об ужесточении законодательства и бесконечных
штрафах. Хотелось бы все же адекватных правил дорожного движения и уважения к
себе со стороны полиции, это ведь я им плачу со своих налогов. Надеюсь, все же,
что изменения в скором времени станут качественными. А всем коллегам-водителям,
конечно, желаю быть внимательными на любых дорогах и не попадать в абсурдные
ситуации», – поделился мыслями насчет европейского дорожного законодательства водитель-международник
Алексей.
Совершая поездки по странам Европы, помните, что европейское
законодательство может значительно отличаться от местного. И там, где вы просто
бросили слово и забыли, это может стать серьезной проблемой. Для того чтобы
избежать конфузных ситуаций и минимально знать основные отличия правил
дорожного движения в Европе, можно воспользоваться различными тематическими
сайтами. Один из них – ec.europa.eu.