Ближайший месяц в тарифной
политике перевозчиков будет критическим. Пока очевидно, что высокие цены
на доставку сохранятся до конца лета. В самом негативном
сценарии возможно еще удвоение ставок фрахта в ближайший месяц.
На текущую ситуацию
с грузоперевозками продолжает оказывать влияние цепочка событий,
случившихся минувшей зимой и весной. А именно: коллапс в Красном
море и связанный с этим разворот основных судов, следующих
из Азии в Европу, на маршрут вокруг Африки. Такой транзит
требует на 20–25% больше судов и, соответственно, контейнеров.
В результате не только увеличились транзитные сроки доставки
на 15–25 дней, но и выросла стоимость грузоперевозок
основными морскими линиями.
Поскольку классический маршрут
из Азии стал более длинным и более дорогим, произошел всплеск спроса
на железнодорожную доставку прямым сообщением из Китая в страны
Европы. Можно вспомнить, что с начала 2022 года этот вид транспорта
не пользовался сильным спросом, поскольку был намного дороже морской отправки,
к тому же такой маршрут — через Россию — считался
«токсичным».
ДОСТАВКА ИЗ КИТАЯ: ПРЕДЛОЖЕНИЕ
СУЗИЛОСЬ
Сейчас уровень цен в перевозках
различными видами транспорта выровнялся, при этом четыре из пяти
поездов такой популярной станции, как Чэнду, уходят в страны Западной Европы.
То есть уменьшилось количество предложений о доставке в Беларусь.
И в ситуации, когда спрос есть, а предложений нет, цены растут.
Вдобавок ко всему из-за
политики Российских железных дорог в Китае сейчас острый дефицит порожних
контейнеров для перевозки. РЖД просто отказывается возвращать пустые
контейнеры, бизнес стал их сдавать в металлолом. На фоне
отсутствия порожнего оборудования выросли цены на его аренду.
Одновременно растут ставки фрахта
в автомобильных перевозках из Китая, что тоже связано с повышением
спроса на них.
ЧЕРЕЗ КЛАЙПЕДУ БОЛЬШЕ НЕ ВОЗЯТ
Кроме того, на ситуацию
повлияли санкционная политика Европейского союза в отношении Беларуси
и России и ответные контрмеры нашего правительства.
В результате доставка в Беларусь через Клайпеду из Китая
остановилась: нецелесообразно, дорого, риски зашкаливают.
Следующим этапом стало подорожание
в конце мая — начале июня перевозок через Дальний Восток, а это один
из двух оставшихся у импортеров основных маршрутов в Беларусь.
За последние полторы недели на этом маршруте цены менялись дважды.
Когда «эффект домино»
в грузоперевозках остановится, сказать сложно. Очевидно, что высокие цены
на доставку сохранятся до конца лета. Но нельзя исключать
и самый негативный сценарий, при котором ставки фрахта могут и вовсе
удвоиться в ближайший месяц. Все будет зависеть от того, насколько
перечисленные факторы повлияют на ситуацию.
ЧТО ДЕЛАТЬ?
Остается актуальной
рекомендация — при планировании закупок закладывать в резерв
возможный рост ставок на $1–2 тыс. за контейнер. А при
планировании транзитных складских запасов закладывать резерв на транзитный
срок доставки — две-четыре недели.