Почему 20-летние далеко не всегда
успешны в логистических продажах, зачем логистам уметь шутить
на английском, как в этой сфере справляются
с выгоранием и почему средние по масштабу логистические
компании имеют порой преимущество перед крупными на рынке труда —
об этом Office Life расспросил Татьяну Кравцову, ведущего специалиста
по подбору персонала кадрового агентства «Коллекция открытий». Татьяна
специализируется на Head Hunting, целевом поиске, рекрутинге
в продажах и логистике.
Татьяна Кравцова
— Татьяна, логистика активно
развивается, в эту сферу стремится молодежь. Там можно хорошо заработать или
сделать карьеру?
— Это и про интерес, и про
деньги. После IT это вторая по востребованности отрасль на рынке
труда. Правда, вузы не могут пока похвастаться тем, что дают выпускникам
практические навыки. Работодатели, как правило, недовольны качеством
образования в этой области. Говорят, что даже основные документы
выпускники заполняют «криво-косо». Крупные логистические компании сами решают
эту проблему: берут студентов на стажировку, развивают практические навыки
и затачивают их под себя. В любом случае, имея профильное
образование, сразу после вуза в небольшую или среднюю компанию выпускник
достучаться сможет. А войдя в эту сферу как менеджер
по продажам, ты можешь получить базовые знания, набраться опыта
и двигаться дальше на рынок — в более привлекательные
компании. Можешь расти и внутри. Сразу прийти на позицию логиста
сложнее. Работа по организации перевозок требует определенных компетенций.
— А если «стучаться»
в логистику уже с небольшим бэграундом в продажах? На что
будет обращать внимание заказчик?
— На коммуникативные навыки, прежде
всего способность работать в условиях стресса, а также на опыт.
Из-за высокой конкуренции на рынке продавать логистическую услугу крайне
сложно. Беларусь находится между Восточной и Западной Европой.
Транспортно-экспедиционные компании есть у всех наших соседей. Конкуренция
в логистике фактически международная и острая. Компании уводят
клиентов друг у друга. А клиенты в этой сфере сложные: из-за
напряженной работы могут достаточно агрессивно разговаривать с менеджером
по продажам. Чтобы зацепить клиентов, вывести их на продуктивный
разговор, надо быть суперкоммуникатором.
Когда я спрашиваю клиентов, какой
уровень английского им нужен, практически всегда слышу: «Чтобы человек мог
шутить на английском и его шутки понимали».
— Раз клиент логистической компании
довольно грубо может разговаривать, из-за темпа работы раздражен
и агрессивен, наверное, есть гендерный перевес в пользу мужчин
в продажах?
— Женщина — выдержит. Успешных
менеджеров по продажам в логистике больше среди женщин.
И руководители отделов продаж в крупных транспортных компаниях тоже
чаще женщины. Правда, мужчины лучше продают негабаритные перевозки-проекты,
которые требуют тщательной подготовки и проработки.
В логистических продажах имеет значение
не гендерный, а возрастной фактор. Вот решил клиент: «Давайте наберем
молодых выпускников иняза, обучим их логистическим продажам. Посмотрим,
кто выдержит, кто останется. Набрали шесть человек, отучили — двое
остались. «Супер, у нас получилось», — радуется клиент. А потом
сталкивается с тем, что эти двое работать с крупными клиентами
не могут. Причина проста: им 22–23 года, потенциальный
клиент (например, инженер завода) разговаривать с ними
не хочет. Или у самого молодого продавца коммуникация
не получается, потому что жизненный опыт разный и он пасует,
не может убедительно разговаривать с опытными клиентами. Поэтому
многие заказчики возвращаются к тому, что лучше привлекать более взрослых
людей с опытом сложных технических продаж, пусть и без знания
английского языка, для работы со странами СНГ. Смотрят, с какими
заводами кандидат работал, понимают: если он продавал оборудование как раз
на тот завод тому инженеру, который нам нужен, он выстроит
коммуникацию и все у него в логистике получится.
— Каких специалистов не хватает
в логистике?
— Всех не хватает. Работа
в логистике очень напряженная, ответственная. Когда едет груз
стоимостью 100 тысяч евро, сложно спать спокойно. В процессе
перевозки надо согласовать много моментов, учесть массу нюансов, чтобы груз был
доставлен без задержек, без проблем. И даже в этом случае могут быть
форс-мажоры из-за массы внешних факторов.
Если сотрудник занимается не продажами,
а организацией перевозок, он общается с перевозчиками,
с экспедицией — а значит, должен уметь договариваться, решать
конфликты. Он должен быть предельно точен в документах, чтобы ничего
не упустить, знать и учесть все свойства груза: хрупкий он, или,
может, требует дополнительных ремней крепления, или при его перевозке
не допускается понижение температурного режима. Все эти
и не только нюансы организатор перевозок должен знать, донести
информацию до третьих лиц и проконтролировать соблюдение правил
перевозки.
К тому же менеджер по организации
перевозок должен обладать техническим складом ума, чтобы выстроить оптимальную
схему. Таких людей, согласитесь, априори не очень много,
а с качественным опытом — и того меньше. Поэтому транспортно-экспедиционные
компании борются за них, а сами опытные специалисты капризничают, тем
более что они отлично знают рынок труда.
— То есть внутри рынка движение
активное?
— Я думаю, работа внутреннего
эйчара в этой сфере очень интересная и непростая — по сути,
они знают всех профессионалов на рынке: вот этот поработал несколько лет
в ASSTRA и, возможно, перейдет в TELS. Из TELS кто-нибудь
перейдет в «ВестТрансЛайн», куда его с позиции заместителя
руководителя приглашают на позицию руководителя отдела. В средних
по масштабу компаниях свой круг движения. Небольшим компаниям в этом
«движении» достается не много классных сотрудников, если только они
не предложат им суперпривлекательные условия.
— Но есть же, наверное,
и переходы из средних по размеру в крупные компании,
и наоборот?
— Крупные бизнесы бывают иногда
«расточительны» в работе с персоналом: кого-то недооценили, кого-то
обидели. Средние компании больше дорожат персоналом, придерживаясь позиции:
«Мы довольны, что можем оказывать классный сервис благодаря этим людям, поэтому
мы к ним бережно относимся, создаем для них различного рода
преференции».
— То есть логистика — про
деньги, но зарплата не является основным рычагом, отношение
не менее важно?
— В логистике зарплата плюс-минус
одинакова везде. Для сотрудников и кандидатов имеет значение степень
комфорта в коллективе, передают или нет клиентов от одного менеджера
к другому, как долго клиент считается «твоим» после того, как ты его
привлек. У руководителей некоторых транспортных компаний есть такая
фантазия, что продажник в логистических услугах должен быть всегда
в тонусе, всегда голодным, чтобы находить новых и новых клиентов.
Привел менеджер клиента, его закрепили за ним, например, на три
месяца (когда сохраняются проценты от профита), а потом забрали. Да,
специалист вынужден будет работать в два раза активнее в поиске
новых. В таком интенсивном режиме он проработает год, два,
а потом «сгорит» и уйдет. Уйдет или из логистики вообще, или
из вашей компании в другую, где клиенты будут за ним закреплены
в течение, например, года и где он будет чувствовать себя
увереннее. Или в компанию, где его обязанности «продажника»
расширятся и будет возможность перевести дух и работать
в более экономном с точки зрения энергетических затрат режиме.
Такую возможность средние компании предоставляют чаще.
— Ненормированный
рабочий день с беспокойным сном из-за дорогого или сложного груза
проговаривается?
— В логистике инженер
по организации грузоперевозок понимает, что рабочий день у него будет
24/7. С новичком такие условия проговариваются, обсуждаются, а опытный
логист знает, что в этой сфере бывает только так и никак по-другому.
У менеджера по продажам рабочий день нормированный,
и форс-мажор, когда позвонит экспедитор и попросит что-то прояснить
у клиента, случается редко.
— Татьяна, у человека в профессии
есть жизненный цикл, как у продукта с точки зрения маркетинга.
В логистической компании работа напряженная. Ты приходишь
с меньшим опытом и большим запасом физических сил, нарабатываешь
экспертизу, успешно работаешь, и постепенно переходишь в очень опытную
категорию, но уже с куда меньшим запасом физической энергии. Как
в этой сфере обстоят дела с сотрудниками в возрасте 45, 50 лет и
старше?
— Выгорание в логистике —
проблема острая, распространенная из-за напряженного графика. Специалисты
в этой сфере, может, и хотели бы что-то изменить,
но осознают, что это они отлично знают и умеют, делают, как надо,
и зарабатываю хорошие деньги. Получится ли в другой области так
же — не факт. В этой сфере с возрастом некоторые люди
переходят из крупных компаний в более мелкие, где интенсивность
нагрузки ниже — не 90 перевозок в месяц, а 50. Да,
здесь они будут меньше зарабатывать, но зато будут работать
в более спокойном режиме. Есть случаи, когда человек резко меняет профиль
деятельности и начинает с нуля.
Из последних историй. Несколько человек
с позиций руководителей крупных департаментов крупных компаний
на каком-то этапе просто ушли. Это люди высокопрофессиональные,
суперспециалисты, которые выстраивали сложнейшие схемы мультимодальных
перевозок... Но в какой-то момент эти люди оглянулись и решили:
дети уже выросли, мне их кормить не надо, и у меня есть
шанс заняться делом для души, для себя. Один из этих руководителей открыла
салон красоты. Я смотрю ее фото в Instagram и вижу
счастливого человека, который занимается тем, что приносит удовольствие.
А в целом отношение к возрасту
в логистике — адекватное. Старшие люди — это предсказуемость
в коммуникациях, стабильность. Молодежь априори другая.
Недавно к нашему заказчику (правда,
самостоятельно, не через агентство) пришел менеджер по продажам
транспортных услуг, которому 60 лет. Пришел с позиции руководителя
на линейную позицию. Такой переход вначале немного настораживает: человек
привык руководить, сработаемся ли? Но кандидат пришел с адекватным
настроем: я не буду уныло навязывать вам свои правила руководителя,
я хочу продавать и зарабатывать деньги. В итоге компания,
взяв этого человека, получила его опыт, связи, его позитивные жизненные
установки и желание работать. На мой вопрос, не насторожило ли
их, что средний возраст в компании 34 года и коллектив
может не принять такого сотрудника, они ответили: «У нас есть
несколько 50-летних, и все у них в коллективе отлично
получается». Так что возрастные рамки сдвигаются.
— Был ли случай, когда специалиста
не взяли из-за возраста?
— Да, по всем другим
параметрам это был идеальный кандидат, и мы говорили заказчику,
что человеку до пенсии еще 5 лет и за это время
он может в вашу компанию столько всего привнести... Но нет! К нам
приходил мужчина 58 лет со знанием трех иностранных языков, хорошим
опытом, но мы понимаем, что не поможем ему в поиске
достойной вакансии.
Работодатели уже готовы рассматривать
кандидатов в возрасте до 50–55 лет — при условии, что
человек не только обладает опытом,
но и полон жизненной энергии и задора. Однако они
достаточно скептически относятся к кандидатам в возрасте 55 лет и старше.
Но, учитывая ситуацию на рынке труда, думаю, постепенно и эти рамки
расширятся.
— Татьяна, есть авто-, авиа-,
мультимодальные перевозки... Насколько важна в логистике специализация?
— Очень важна. Чаще всего, если компании
нужен мультимодальщик, значит, они рассматривают именно мультимодальщика. Есть
классные «автомобилисты», но им сложно перейти в мульмодальные
перевозки — их там не ждут с распростертыми объятиями.
И мы понимаем: мультимодальные перевозки сложнее
в организации, там более «длинное плечо», там требуется английский
на высоком уровне. Спрос на таких специалистов только растет,
а мультимодальные перевозки набирают обороты в связи с наращиванием
экспорта и активным сотрудничеством с Китаем.
Но все всегда индивидуально. Буквально
сегодня встречалась с заказчиком, который сказал про одного
из кандидатов: «Личностно он нам очень интересен. Проблема только
в том, что у него большой опыт в авиаперевозках, а нам
нужен мультимодальный опыт. Но мы готовы его взять и обучить».
Работодатели готовы вкладываться в специалистов, чтобы человек стал частью
их компании, если видят перспективы сотрудничества. Так что классный
специалист в логистике работу себе найдет всегда.
Логистика — это тот бизнес,
в котором умеют ценить квалифицированных спецов. Коммерческий директор
в логистике, руководитель отдела продаж в логистике — это
кандидат, который всегда выбирает. А на общем рынке выбирают
кандидата. Только вчера у меня состоялся разговор с руководителем
отдела, которая подумывает: а может, уйти
из экспедиции? Она мне озвучила свои доводы: «Я свое резюме только
разместила на TUT.BY, и пошел шквал звонков из логистических
компаний. А я хочу изменить сферу, уйти из логистики».
Я выразила свою точку зрения: «Вы можете сейчас перейти в другую
сферу, но я не уверена, что, когда через три года
вы разместите свое резюме на TUT.BY, у вас будет шквал звонков —
вы будете искать, и вас будут выбирать. А сейчас ищут вас,
и выбираете — именно вы».
— Это и про интерес, и про
деньги. После IT это вторая по востребованности отрасль на рынке
труда. Правда, вузы не могут пока похвастаться тем, что дают выпускникам
практические навыки. Работодатели, как правило, недовольны качеством
образования в этой области. Говорят, что даже основные документы
выпускники заполняют «криво-косо». Крупные логистические компании сами решают
эту проблему: берут студентов на стажировку, развивают практические навыки
и затачивают их под себя. В любом случае, имея профильное
образование, сразу после вуза в небольшую или среднюю компанию выпускник
достучаться сможет. А войдя в эту сферу как менеджер
по продажам, ты можешь получить базовые знания, набраться опыта
и двигаться дальше на рынок — в более привлекательные
компании. Можешь расти и внутри. Сразу прийти на позицию логиста
сложнее. Работа по организации перевозок требует определенных компетенций.
— А если «стучаться»
в логистику уже с небольшим бэграундом в продажах? На что
будет обращать внимание заказчик?
— На коммуникативные навыки, прежде
всего способность работать в условиях стресса, а также на опыт.
Из-за высокой конкуренции на рынке продавать логистическую услугу крайне
сложно. Беларусь находится между Восточной и Западной Европой.
Транспортно-экспедиционные компании есть у всех наших соседей. Конкуренция
в логистике фактически международная и острая. Компании уводят
клиентов друг у друга. А клиенты в этой сфере сложные: из-за
напряженной работы могут достаточно агрессивно разговаривать с менеджером
по продажам. Чтобы зацепить клиентов, вывести их на продуктивный
разговор, надо быть суперкоммуникатором.
Когда я спрашиваю клиентов, какой
уровень английского им нужен, практически всегда слышу: «Чтобы человек мог
шутить на английском и его шутки понимали».
— Раз клиент логистической компании
довольно грубо может разговаривать, из-за темпа работы раздражен
и агрессивен, наверное, есть гендерный перевес в пользу мужчин
в продажах?
— Женщина — выдержит. Успешных
менеджеров по продажам в логистике больше среди женщин.
И руководители отделов продаж в крупных транспортных компаниях тоже
чаще женщины. Правда, мужчины лучше продают негабаритные перевозки-проекты,
которые требуют тщательной подготовки и проработки.
В логистических продажах имеет значение
не гендерный, а возрастной фактор. Вот решил клиент: «Давайте наберем
молодых выпускников иняза, обучим их логистическим продажам. Посмотрим,
кто выдержит, кто останется. Набрали шесть человек, отучили — двое
остались. «Супер, у нас получилось», — радуется клиент. А потом
сталкивается с тем, что эти двое работать с крупными клиентами
не могут. Причина проста: им 22–23 года, потенциальный
клиент (например, инженер завода) разговаривать с ними
не хочет. Или у самого молодого продавца коммуникация
не получается, потому что жизненный опыт разный и он пасует,
не может убедительно разговаривать с опытными клиентами. Поэтому
многие заказчики возвращаются к тому, что лучше привлекать более взрослых
людей с опытом сложных технических продаж, пусть и без знания
английского языка, для работы со странами СНГ. Смотрят, с какими
заводами кандидат работал, понимают: если он продавал оборудование как раз
на тот завод тому инженеру, который нам нужен, он выстроит
коммуникацию и все у него в логистике получится.
— Каких специалистов не хватает
в логистике?
— Всех не хватает. Работа
в логистике очень напряженная, ответственная. Когда едет груз
стоимостью 100 тысяч евро, сложно спать спокойно. В процессе
перевозки надо согласовать много моментов, учесть массу нюансов, чтобы груз был
доставлен без задержек, без проблем. И даже в этом случае могут быть
форс-мажоры из-за массы внешних факторов.
Если сотрудник занимается не продажами,
а организацией перевозок, он общается с перевозчиками,
с экспедицией — а значит, должен уметь договариваться, решать
конфликты. Он должен быть предельно точен в документах, чтобы ничего
не упустить, знать и учесть все свойства груза: хрупкий он, или,
может, требует дополнительных ремней крепления, или при его перевозке
не допускается понижение температурного режима. Все эти
и не только нюансы организатор перевозок должен знать, донести
информацию до третьих лиц и проконтролировать соблюдение правил
перевозки.
К тому же менеджер по организации
перевозок должен обладать техническим складом ума, чтобы выстроить оптимальную
схему. Таких людей, согласитесь, априори не очень много,
а с качественным опытом — и того меньше. Поэтому транспортно-экспедиционные
компании борются за них, а сами опытные специалисты капризничают, тем
более что они отлично знают рынок труда.
— То есть внутри рынка движение
активное?
— Я думаю, работа внутреннего
эйчара в этой сфере очень интересная и непростая — по сути,
они знают всех профессионалов на рынке: вот этот поработал несколько лет
в ASSTRA и, возможно, перейдет в TELS. Из TELS кто-нибудь
перейдет в «ВестТрансЛайн», куда его с позиции заместителя
руководителя приглашают на позицию руководителя отдела. В средних
по масштабу компаниях свой круг движения. Небольшим компаниям в этом
«движении» достается не много классных сотрудников, если только они
не предложат им суперпривлекательные условия.
— Но есть же, наверное,
и переходы из средних по размеру в крупные компании,
и наоборот?
— Крупные бизнесы бывают иногда
«расточительны» в работе с персоналом: кого-то недооценили, кого-то
обидели. Средние компании больше дорожат персоналом, придерживаясь позиции:
«Мы довольны, что можем оказывать классный сервис благодаря этим людям, поэтому
мы к ним бережно относимся, создаем для них различного рода
преференции».
— То есть логистика — про
деньги, но зарплата не является основным рычагом, отношение
не менее важно?
— В логистике зарплата плюс-минус
одинакова везде. Для сотрудников и кандидатов имеет значение степень
комфорта в коллективе, передают или нет клиентов от одного менеджера
к другому, как долго клиент считается «твоим» после того, как ты его
привлек. У руководителей некоторых транспортных компаний есть такая
фантазия, что продажник в логистических услугах должен быть всегда
в тонусе, всегда голодным, чтобы находить новых и новых клиентов.
Привел менеджер клиента, его закрепили за ним, например, на три
месяца (когда сохраняются проценты от профита), а потом забрали. Да,
специалист вынужден будет работать в два раза активнее в поиске
новых. В таком интенсивном режиме он проработает год, два,
а потом «сгорит» и уйдет. Уйдет или из логистики вообще, или
из вашей компании в другую, где клиенты будут за ним закреплены
в течение, например, года и где он будет чувствовать себя
увереннее. Или в компанию, где его обязанности «продажника»
расширятся и будет возможность перевести дух и работать
в более экономном с точки зрения энергетических затрат режиме.
Такую возможность средние компании предоставляют чаще.
— Ненормированный
рабочий день с беспокойным сном из-за дорогого или сложного груза
проговаривается?
— В логистике инженер
по организации грузоперевозок понимает, что рабочий день у него будет
24/7. С новичком такие условия проговариваются, обсуждаются, а опытный
логист знает, что в этой сфере бывает только так и никак по-другому.
У менеджера по продажам рабочий день нормированный,
и форс-мажор, когда позвонит экспедитор и попросит что-то прояснить
у клиента, случается редко.
— Татьяна, у человека в профессии
есть жизненный цикл, как у продукта с точки зрения маркетинга.
В логистической компании работа напряженная. Ты приходишь
с меньшим опытом и большим запасом физических сил, нарабатываешь
экспертизу, успешно работаешь, и постепенно переходишь в очень опытную
категорию, но уже с куда меньшим запасом физической энергии. Как
в этой сфере обстоят дела с сотрудниками в возрасте 45, 50 лет и
старше?
— Выгорание в логистике —
проблема острая, распространенная из-за напряженного графика. Специалисты
в этой сфере, может, и хотели бы что-то изменить,
но осознают, что это они отлично знают и умеют, делают, как надо,
и зарабатываю хорошие деньги. Получится ли в другой области так
же — не факт. В этой сфере с возрастом некоторые люди
переходят из крупных компаний в более мелкие, где интенсивность
нагрузки ниже — не 90 перевозок в месяц, а 50. Да,
здесь они будут меньше зарабатывать, но зато будут работать
в более спокойном режиме. Есть случаи, когда человек резко меняет профиль
деятельности и начинает с нуля.
Из последних историй. Несколько человек
с позиций руководителей крупных департаментов крупных компаний
на каком-то этапе просто ушли. Это люди высокопрофессиональные,
суперспециалисты, которые выстраивали сложнейшие схемы мультимодальных
перевозок... Но в какой-то момент эти люди оглянулись и решили:
дети уже выросли, мне их кормить не надо, и у меня есть
шанс заняться делом для души, для себя. Один из этих руководителей открыла
салон красоты. Я смотрю ее фото в Instagram и вижу
счастливого человека, который занимается тем, что приносит удовольствие.
А в целом отношение к возрасту
в логистике — адекватное. Старшие люди — это предсказуемость
в коммуникациях, стабильность. Молодежь априори другая.
Недавно к нашему заказчику (правда,
самостоятельно, не через агентство) пришел менеджер по продажам
транспортных услуг, которому 60 лет. Пришел с позиции руководителя
на линейную позицию. Такой переход вначале немного настораживает: человек
привык руководить, сработаемся ли? Но кандидат пришел с адекватным
настроем: я не буду уныло навязывать вам свои правила руководителя,
я хочу продавать и зарабатывать деньги. В итоге компания,
взяв этого человека, получила его опыт, связи, его позитивные жизненные
установки и желание работать. На мой вопрос, не насторожило ли
их, что средний возраст в компании 34 года и коллектив
может не принять такого сотрудника, они ответили: «У нас есть
несколько 50-летних, и все у них в коллективе отлично
получается». Так что возрастные рамки сдвигаются.
— Был ли случай, когда специалиста
не взяли из-за возраста?
— Да, по всем другим
параметрам это был идеальный кандидат, и мы говорили заказчику,
что человеку до пенсии еще 5 лет и за это время
он может в вашу компанию столько всего привнести... Но нет! К нам
приходил мужчина 58 лет со знанием трех иностранных языков, хорошим
опытом, но мы понимаем, что не поможем ему в поиске
достойной вакансии.
Работодатели уже готовы рассматривать
кандидатов в возрасте до 50–55 лет — при условии, что
человек не только обладает опытом,
но и полон жизненной энергии и задора. Однако они
достаточно скептически относятся к кандидатам в возрасте 55 лет и старше.
Но, учитывая ситуацию на рынке труда, думаю, постепенно и эти рамки
расширятся.
— Татьяна, есть авто-, авиа-,
мультимодальные перевозки... Насколько важна в логистике специализация?
— Очень важна. Чаще всего, если компании
нужен мультимодальщик, значит, они рассматривают именно мультимодальщика. Есть
классные «автомобилисты», но им сложно перейти в мульмодальные
перевозки — их там не ждут с распростертыми объятиями.
И мы понимаем: мультимодальные перевозки сложнее
в организации, там более «длинное плечо», там требуется английский
на высоком уровне. Спрос на таких специалистов только растет,
а мультимодальные перевозки набирают обороты в связи с наращиванием
экспорта и активным сотрудничеством с Китаем.
Но все всегда индивидуально. Буквально
сегодня встречалась с заказчиком, который сказал про одного
из кандидатов: «Личностно он нам очень интересен. Проблема только
в том, что у него большой опыт в авиаперевозках, а нам
нужен мультимодальный опыт. Но мы готовы его взять и обучить».
Работодатели готовы вкладываться в специалистов, чтобы человек стал частью
их компании, если видят перспективы сотрудничества. Так что классный
специалист в логистике работу себе найдет всегда.
Логистика — это тот бизнес,
в котором умеют ценить квалифицированных спецов. Коммерческий директор
в логистике, руководитель отдела продаж в логистике — это
кандидат, который всегда выбирает. А на общем рынке выбирают
кандидата. Только вчера у меня состоялся разговор с руководителем
отдела, которая подумывает: а может, уйти
из экспедиции? Она мне озвучила свои доводы: «Я свое резюме только
разместила на TUT.BY, и пошел шквал звонков из логистических
компаний. А я хочу изменить сферу, уйти из логистики».
Я выразила свою точку зрения: «Вы можете сейчас перейти в другую
сферу, но я не уверена, что, когда через три года
вы разместите свое резюме на TUT.BY, у вас будет шквал звонков —
вы будете искать, и вас будут выбирать. А сейчас ищут вас,
и выбираете — именно вы».