Если вы вдруг пропустили — хотя это вряд ли, поскольку
новость попала на первые полосы СМИ, — Россия вновь потерпела сокрушительное
поражение: одна из крупнейших мировых компаний по контейнерным грузоперевозкам,
французская CMA CGM, отказалась от арктических маршрутов по экологическим
соображениям.
Глава корпорации Рудольф Сааде заявил об этом на пятничной —
прямо накануне саммита «Большой семерки» — встрече президента Эммануэля Макрона
с представителями бизнес-элиты. По словам предпринимателя, «использование
Северного морского пути может представлять серьезную опасность для уникальной
экосистемы этого региона».
Реакция на новость оказалась вполне привычной и хорошо
знакомой по многочисленным предыдущим информационным поводам такого рода. На
мировую — и конкретно российскую — аудиторию обрушился вал аналитики о
грандиозном провале очередного стратегического проекта Москвы.
На фоне поднявшегося медиашума практически не слышны голоса
отраслевых специалистов, которые недоуменно пожимают плечами, поскольку на CMA
CGM в принципе не было расчета на нынешней стадии развития Севморпути (СМП).
Так что никакого влияния на грузопоток транспортной артерии — как реальный, так
и прогнозный — громкое решение не окажет.
Россия действительно надеется привлечь мировой контейнерный
флот к сотрудничеству в Арктике, но главные усилия связаны скорее с датской
Maersk. В прошлом сентябре компания осуществила «разовый пробный проход» по
коридору. В нынешнем июне глава корпорации Сорен Скоу сообщил, что изучает
возможность сезонного использования СМП.
Однако сфера эта настолько сложная и деликатная, что с
уверенностью говорить о каких бы то ни было прорывах или провалах откровенно
рано. В любом случае CMA CGM здесь даже рядом не стояла.
В результате возникает законный вопрос: а какие цели ставили
перед собой французы, выступив — да еще так громко и театрально — с данным
заявлением? Вряд ли им хотелось просто порадовать антироссийский информационный
мейнстрим, подарив очередную медиапустышку, которую можно пережевывать
несколько дней.
Представляется, что разгадку стоит искать в той крайне
непростой ситуации, в которой ныне оказались морские контейнерные
грузоперевозки.
С 2008 по 2016 год отрасль пережила тяжелейший кризис,
связанный с падением всех показателей — от загрузки судов до ставок фрахта. С
2017-го положение постепенно выправляется, но реальность за эти годы
существенно изменилась.
Контейнерные перевозки были — и остаются — своего рода
кровью и символом глобализации. А ее пик в прошлом. Доминирующими трендами в
экономике планеты вновь стали протекционизм, репатриация производств и торговые
войны.
Однако дело не только в том, что ныне отрасль вынуждена
работать в заметно менее благоприятных условиях, нежели раньше. Ко всему
прочему, из-за идущих в мире процессов над ней нависли серьезные политические
угрозы. Совсем неслучайно та же CMA CGM побежала впереди всех в своем отказе от
совместных проектов с Ираном, когда Штаты вышли из иранской ядерной сделки и
восстановили санкции против Тегерана.
Недавняя история вокруг взаимно задержанных иранского и
британского нефтетанкеров подтвердила, что опасения мировых грузоперевозчиков
не напрасны: один неосторожный шаг — и можно попасть в жернова международной
политики с неизвестным результатом. И именно морские грузоперевозки особенно
уязвимы перед США, которые сохраняют доминирование в мировом океане и обладают
огромными возможностями обеспечить проблемы данному бизнесу.
Для CMA CGM все тем более непросто, поскольку многолетним
стратегическим партнером французов выступает Китай. С 2013 года 49 процентов
главной дочерней структуры компании — Terminal Link — принадлежит китайской
China Merchants Port. В марте CMA CGM подписала контракт с Китайской
государственной судостроительной корпорацией на строительство десяти
контейнеровозов. Список общих проектов можно продолжать довольно долго.
С учетом раскручивающейся китайско-американской торговой
войны французский перевозчик рискует попасть под тяжелую руку Вашингтона.
Причем шанс на подобное развитие событий тем более велик из-за того, что
активность Пекина в портовом и морском бизнесе вызывает крайнее раздражение —
если не сказать жестче — Штатов, поскольку воспринимается как угроза положению
главенствующей в мировом океане силы.
И тут CMA CGM внезапно делает ход конем, заявив об отказе
использовать Севморпуть. Тем самым компания: а) пытается отвлечь внимание
Вашингтона от своего стратегического сотрудничества с Пекином; б) стремится
задобрить американцев, продемонстрировав лояльность по другому важному для них
— арктическому — направлению; в) дает козырь президенту Франции, который
получает возможность использовать экологическую тему в своих интересах как во
внутренней, так и во внешней политике.
Все это — на пустом месте и прямо перед саммитом G7, который
обещает быть непростым в свете многочисленных трансатлантических трений и
личных особенностей Дональда Трампа.
Что же касается работы CMA CGM в Арктике, то через несколько
лет ничто не мешает компании передумать, подведя под это необходимую
идеологическую базу: от использования новейшего экологически безопасного
топлива до очевиднейшей ссылки на кратчайший маршрут, который сам по себе
уменьшает негативное давление на окружающую среду.
На данный момент наиболее интересен иной вопрос: купятся ли
США и лично американский президент на попытку французов прикрыть Россией и
Северным морским путем куда более важную и рискованную для CMA CGM тему
сотрудничества с Пекином?