Россия и Китай обсуждают схемы страхования грузов, следующих
по Северному морскому пути. Об этом сообщил вице-премьер – полпред
президента РФ на Дальнем Востоке Юрий Трутнев, пишет "Интерфакс"
По его словам, к процессу страхования решено привлечь
китайскую банковскую систему, так как «ей это вполне по плечу».
Трутнев
объяснил, что пока многие грузовладельцы не пользуются Северным морским
путем, просто потому что груз не страхуется, а страховать надо.
Актуальность
этой транспортной артерии возрастает на фоне кризиса в Красном море.
Этот маршрут безопаснее и экономически эффективнее: он короче
маршрута через Красное море и Суэцкий канал примерно на 4,5 тыс. км,
а время доставки по нему меньше на 1,5–2 недели.
Однако пока
и пропускная способность Севморпути много меньше. Например, если через
Суэцкий канал ежегодно идет грузопоток в 1,2 млрд тонн,
то по Севморпути в 2024 году запланировано перевезти лишь
80 млн тонн. Полностью заменить маршрут через Красное море арктическая
трасса не сможет даже через 10 лет, когда грузопоток выйдет
на 150 млн тонн в год. Пока можно ставить цель лишь «оттянуть часть
перевозок между Азией и Европой на фоне сложностей с судоходством
в Красном море».
Тем
временем Беларусь обсуждает с Россией
условия встраивания белорусских грузов в перспективные цепочки транзита
по Северному морскому пути. И способы - получить в Приморье
собственный порт, привязанный к Северному морскому пути.
Власти
Приморского края предложили белорусской стороне несколько вариантов
приобретения такого порта: прямое участие в капитале,
100% белорусский порт, доли 50/50, совместная деятельность при совместном
инвестировании, получение совместной прибыли. Эти варианты теперь изучают
в правительстве Беларуси, чтобы принять самое выгодное решение.