Карантин стал закрывать границы зарубежных
стран перед казахстанскими грузовыми автоперевозчиками. Журналисты выяснили,
какие страны ужесточили прохождение через свою таможню и как решается вопрос.
По данным ассоциации Kazlogistics, ряд стран
увеличил сроки транзита на несколько дней. В том числе Туркменистан запретил
проезд через свою территорию в принципе.
Помимо этого, в Казахстане на 32% снизилась
выдача международных дорожных паспортов до 3,6 тыс. книжек в январе-марте 2020
года. При этом в апреле число международных автотранспортных рейсов сократилось
вдвое.
В Kazlogistics отметили, что на данный момент
Казахстан теряет около 3 млн тенге с кругорейса. Вместе с тем в январе-марте,
по подсчетам ассоциации, бюджет недополучил около 700 млн тенге.
Между тем в министерстве индустрии и
инфраструктурного развития пояснили, что для недопущения проникновения COVID-19
Туркменистан разработал механизм бесконтактной передачи грузов. Согласно ему,
автомашина пересекает государственную границу Казахстана, далее въезжает на
нейтральную территорию ближе к туркменской границе. В этой зоне (на нейтральной
территории) проводится бесконтактная передача документов и денежных средств
через специальный ящик. После чего сотрудник Минздрава Туркменистана изымает
документы, производит их санитарную обработку и передает соответствующим
ведомствам. Затем водитель автомашины отцепляет прицеп с грузом в
подготовленной зоне парковки и отъезжает в специально определенное место для
ожидания возврата прицепа. Туркменское автотранспортное средство производит
перевозку прицепа в Международный морской порт Туркменбаши для разгрузки. По
утверждению соседней республики, ориентировочное время возврата прицепа с
учетом форс-мажорных обстоятельств займет не более трех суток. После возврата
прицепа автомашина покидает нейтральную зону и направляется в сторону казахстанской
границы.
"Новый порядок не предусматривает
получение визы для иностранных водителей, поскольку они фактически не
пересекают государственную границу Туркменистана и будут находиться на
нейтральной территории", – объяснили в МИИР.
В ведомстве добавили, что, помимо этого,
Турция ввела 14-дневный карантинный режим для водителей иностранных государств
при въезде в страну. В министерстве заверили, что этот вопрос был решен с
казахстанской стороной.
"Отныне перевозчики иностранных
государств освобождаются от соблюдения 14 дневного карантина при въезде на
территорию Турции при условии выезда с территории Турции в течение 72 часов
после въезда. С учетом погодных условий и других причин срок может быть продлен
дополнительно на 24 часа таможенными органами Турции", – заключили в
МИИР.
В министерстве иностранных дел также
подтвердили появление серьезных затруднений в международных автомобильных
грузоперевозках и прохождении границ.
В ведомстве добавили, что, помимо
вышеназванных стран, правила по обязательному размещению на двухнедельный
карантин введены в Грузии.
"Вопросы, возникающие в связи с
пребыванием автоперевозчиков в транзитных странах (продление виз, организация
возвращений наших соотечественников на родину и иные меры), решаются в
оперативном порядке уполномоченными государственными органами в сфере
транспорта и внешней политики. При этом в решении некоторых вопросов на местах
непосредственно участвуют сотрудники загранучреждений РК", – назвали
в МИД меры поддержки, если грузоперевозчик все-таки застрял в зарубежье.
Между тем, по данным комитета по статистике,
в марте 2020 года доход автотранспорта с грузоперевозок составил 13,4 млрд
тенге. Это на 0,7% меньше показателей февраля и на 12,6% больше марта 2019
года. Однако, если посмотреть на грузооборот, в марте 2020 года он снизился на
14,4% по сравнению с мартом прошлого года до 212,4 млн тонн. С начала года
снижение составило 5% до 711 млн тонн. Показатель грузоперевозок на км упал на
22% до 10,3 млрд тонн на км в марте и на 8,2% до 33,4 млрд тонн на км с начала
года.
Transportal
напоминает: недавно мы публиковали материал о том, как правительство Германии поддержало автоперевозчиков в условиях пандемии
коронавируса. Недавно власти страны объявили о ряде мер,
призванных облегчить работу грузовых автоперевозчиков в новых непростых
реалиях.