Водители умеют считать деньги и хорошо знают себе цену: тенденция последнего времени – поиск работы за рубежом. Поляки едут в Германию, белорусы и украинцы – в Польшу. В большинстве случаев речь идет о трудовых вахтах, но некоторые рассматривают вариант переезда навсегда. Главный герой этой истории – хозяин транспортной компании Беларуси, который купил билет в Америку, где его ожидает место водителя грузовика.
Алексей Бондарь (так представился
сам мужчина) попросил скрыть свое настоящее имя, поскольку боится за детей.
Дочь уже получила гражданство США, она сотрудник полиции. Сын нелегал: полтора
года назад с женой и двумя маленькими детьми улетел в Нью-Йорк по туристической
визе, не планируя возвращаться. Дожидаясь получения вида на жительство, на жизнь
зарабатывает дальнобойщиком.
После того, как в далеком 1976 году сел за руль трактора «ХТЗ», Алексей довольно быстро превратился в директора собственной транспортной компании с автопарком в четыре грузовика. Взяв бухгалтером жену, а одним из водителей – сына, он успел заработать на квартиру и дом. Сегодня хозяйство выставлено на продажу: посольство США в Варшаве вручило супругам грин-карту для воссоединения с дочерью.
Алексей рассказал, каким
образом он надеется заработать деньги и справится ли с нелегкой задачей.
– Получив грин-карту,
сразу начали паковать чемоданы?
– Все еще думаем,
хотя вариантов нет: когда дети и внуки в Америке, какой смысл жить в Беларуси?
Жену привязывал к дому уход за старенькой мамой, после смерти которой стало понятно:
здесь нас больше ничего не держит. Страх перед неизвестностью есть, хотя
Америку мы уже видели: приезжали сперва к дочери, потом к дочери и сыну, внукам.
Конечно, туризм и эмиграция – это разные вещи,: прежде, чем жить, надо
обустроить достойную жизнь, которую и в Беларуси не сразу создали.
– Вы сейчас о бизнесе в виде транспортной компании?
– Не только. Сегодня наш быт полностью налажен. Квартира,
дом, где у жены большое хозяйство, компания, грузовик, легковой автомобиль.
Сегодня я и директор, и водитель, но грузовик и дом уже продаются.
– Выполняете заказы
по Беларуси?
– Ни в коем случае! Когда открывали фирму, смотрели в сторону России – в Беларуси особо не развернешься, потому что с оплатой сложно. Самое большое расстояние – 630 км от Витебска до Бреста, в России совершенно другие масштабы: до Иркутска от нас 6 тыс. км только в одну сторону.
– Сына в транспортную сферу вы привели?
– Он сам захотел. Сперва, как многие дети, просто
интересовался машинами, часто ездил со мной на пассажирском кресле, потом
захватила романтика дальних переездов. Он до сих пор благодарен за науку,
которая его кормит. Не только его, кстати. Товарищ, преподающий в автошколе на
категорию дальнобойщика, буквально вчера рассказал: вся молодежь Беларуси идет
в эту профессию, других вариантов нет, больше заработать негде. Это единственная
сфера, где еще платят деньги.
– Небольшие деньги.
Откройте любой сайт о приеме водителя-дальнобойщика в белорусскую компанию, в
большинстве предложений указан оклад в $700, не выше…
– Это в Беларуси, где
никто не задерживается. Да и что здесь делать, когда все, даже белорусские
компании, работают на Европу? Еще один мой друг-дальнобойщик работает в
зарубежной компании по графику три месяца в Европе, один дома. Его заработок – от
$1,5 тыс. Где у нас такие деньги заработаешь?
Когда сын пришел из армии и сказал, что будет работать
дальнобойщиком, я был против. Спи с женой своей и смотри детей своих, – так
сказал ему. — Что хорошего, когда тебя по три месяца дома нет? После свадьбы он
еще немного поработал водителем, потом я оформил компанию на него, а сына
заменил наемный водитель.
– Однако сын продолжает работать водителем, хоть и в Америке…
– Сегодня это
необходимость: чтобы жить, нужно работать, а им не только жить, но еще и права
граждан получить надо. Конечно, директором компании быть лучше, но здесь, в
Беларуси, после рождения детей сын с женой задумались об их будущем. Это первый
вопрос: куда пойдут дети в этой стране? Дальше рассказывать не надо.
– На что рассчитывает дальнобойщик в Америке?
– Этим летом, во
время визита в США, познакомился с 64-летним водителем, переехавшим из Минска
четыре года назад, он с восторгом говорил о своей нынешней занятости. По словам
этого человека, средняя зарплата водителя в Америке составляет $5 тыс. Есть
разные варианты – от колеса, суточные… Работа простая: сел и
поехал, ремонт не твоя проблема, обо всем думает хозяин. Спрос на водителей
большой: в Америке не хватает 800 тыс. представителей этой профессии. После
переезда устроюсь дальнобойщиком и я, место уже нашли. Я еще не приехал, а
место держат, представляете?
– Что ж вы так сразу –
не успели переехать, как на работу?
– Иначе никак, я не
иждивенец. Сын уже купил грузовик, как только приеду, будет и второй – в молодости по найму работал, потом только
на себя. У сына тоже получается, хотя в первое время он был расстроен и
говорил, что вернется в Минск.
– А Вы с какими
чувствами смотрите в будущее?
– Пока планы такие: лет пять жить в Америке, заработать, чтобы спокойно жить, и вернуться обратно. Но сын говорит, что через два года мы обратно уже не захотим.