Единственная автодорога, соединяющая Россию с
государствами Закавказья и Ближинего Востока, проходит через таможенный пункт
"Верхний Ларс" в Северной Осетии. Водители называют его одним из
самых неудобных, а местные жители страдают от скопления выхлопных газов.
Причина тому – постоянные очереди, которые
порой растягиваются на несколько километров. Проезжающие недоумевают, почему
поблизости до сих пор нет транспортно-логистического комплекса, где можно было
бы элементарно отдохнуть, обогреться, оставить на хранение груз.
Около 10 лет назад "Верхний Ларс"
был реконструирован: количество полос для движения тогда увеличили до 12 (по 6
в обе стороны), а суточная пропускная способность возросла до 4000 человек и
400 автомобилей (170 – грузовых, 200 – легковых и 30 — автобусов).
На деле же в разгар туристического сезона
через "Верхний Ларс" может проезжать более 15 тысяч человек,
3500-4000 единиц легкового транспорта и 350 автофур. В такие дни российским
пограничникам и таможенникам приходится работать на износ, даже несмотря на то,
что количество сотрудников существенно увеличивается.
Нынешнее лето вследствие пандемии стало
исключением. Туристический сезон оказался сорван: впервые за последние годы
"Верхний Ларс" в эти месяцы работает в штатном режиме.
Выхлопы, свалки и нервы
Спокойно здесь бывает разве что в
сентябре-октябре. В ноябре на Крестовом перевале Военно-Грузинская дорога
начинает замерзать, и пункты пропуска "Верхний Ларс" и
"Дарьял" приходится закрывать. Зимой и в первой половине весны на
перевальную дорогу сходят лавины, и порой автомобилисты вынуждены стоять по
две-три недели в ожидании благоприятных погодных условий. В прежние годы очень
много российских туристов устремлялось в Грузию на продолжительные майские
праздники, и очередь растягивалась на 10-12 км, а ожидание - на 10-15 часов.
Летом эти проблемы повторялись.
У автомобилистов сдают нервы, хотя, как
рассказывают дальнобойщики, для них томительное ожидание проезда через границу
- дело привычное. При этом, как правило, большие нарекания с их стороны вызывает
продолжительность прохождения погранично-таможенных процедур.
Длительное стояние отражается и на
экологической обстановке: помимо выхлопов, это еще и стихийные свалки вдоль
дорог.
Власти признают, что проблема есть. Как
сетовал глава Северной Осетии Вячеслав Битаров на недавней встрече с министром
транспорта России Евгением Дитрихом, "ежегодно увеличивается грузооборот,
постоянно растет пассажиропоток, и в совокупности это создает значительные
неудобства для местных жителей и угрожает их безопасности".
Дорога к "Верхнем Ларсу" проходит
через густонаселенную часть Владикавказа. В будущем году власти обещают начать
прокладывать давно обещанную дорогу в объезд города. 14-километровая
четырехполосная трасса должна не только освободить от транзитного транспорта
улицы города, в частности, спальные микрорайоны, через которые проходит участок
Военно-Грузинской дороги, но и снизить загазованность столицы.
Сами дальнобойщики эти намерения
приветствуют, но говорят, что в условиях ежегодного роста автотрафика не меньшую
актуальность приобретает строительство транспортного хаба.
"Хотелось бы, чтобы Россия о нас
побеспокоилась"
Расстояние от "Верхнего Ларса" до
Владикавказа составляет 38 км, и иной раз во время приграничного стояния хвост
очереди может доходить до окраины североосетинской столицы. Большая парковка на
сотню автофур разворачивается и перед въездом во Владикавказ. У так называемого
ногирского перекрестка дальнобойщики практически в открытом поле могут стоять
до двух недель.
В этом августе на пустыре большегрузов
практически нет. Разве что некоторые водители останавливаются перед сложным
горным участком дороги – отдохнуть или просто провести мелкий ремонт или
технический осмотр.
Житель Батуми Васо Кварацхелия остановился,
чтобы пополнить запасы питьевой воды. В беседе с Кавказ.Реалиями он отмечает,
что не раз слышал, что дальнобойщики доставляют неудобства местным жителям.
Однако, по его словам, ситуация не меняется.
"Осетия - это транспортный коридор между
Закавказьем с одной стороны и Россией, Восточной Европой, Казахстаном - с
другой.
Иной раз здесь можно и на месяц застрять,
когда не бывает погоды на Крестовом перевале. Зимой разворачивают палатки
обогрева.
Но это не решение проблемы. Ими могут
воспользоваться только те, кто у самой границы стоит, а тем, кто подальше,
приходится постоянно жечь солярку. Давно бы уже построили какой-нибудь
транспортный городок, чтобы и нам было легче, и местных не напрягали бы. Места
на вашем участке Дарьяльского ущелья достаточно", - негодует 55-летний
батумец.
Транспортный хаб по большому счету - не
просто современная стоянка с элементарными удобствами – дешевые мотели, бытовые
удобства, столовые, комнаты отдыха, - но и логистический узел с продуктовыми,
промышленными и строительными складами. Зачастую многие фуры едут с большим
перегрузом, и, чтобы избегать штрафных санкций из-за порчи дорог, могли бы
оставлять там на хранение лишний груз или перекладывать его в машины
посвободнее. Еще один аргумент в пользу хаба – ремонтные мастерские.
Водитель армянской транспортной компании
Spayka Авет Геворгян, остановившийся на короткий отдых, вспоминает, как
когда-то встретил на подступах к российско-грузинской границе новый год.
"Мы понимаем, что погоду не закажешь. Но
хотелось бы, чтобы и российские власти о нас побеспокоились. Мы ведь платим
«Платону» (система взимания платы с грузовиков массой свыше 12 тонн –
прим.ред.), а удобств в приграничной зоне - никаких. Как-то на 12-градусном
морозе с сильным ветром часа три ремонтировал машину. Другого выхода у меня не
было", - рассказывает Геворгян.
"Хаб повысит привлекательность
Военно-Грузинской дороги"
Значительная часть большегрузных автомобилей,
караваном следующих по Военно-Грузинской дороге, едут из Армении. В начале
февраля Ереван направил в "Верхний Ларс" таможенного атташе при
посольстве страны в России Арама Тананяна. Сейчас к работе пограничников и
таможенников у него претензий нет, однако и он указывает на необходимость хаба:
"Судите сами, если между Арменией и Грузией функционирует три перехода, то
между Грузией и Россией – только один. Альтернативой могли бы стать дороги
через Абхазию и Южную Осетию, но они по политическим мотивам закрыты. Бывает,
что за день по 1000 машин в обе стороны следуют. Нагрузка на пост возрастает по
меньшей мере в три раза".
Таможенный атташе прогнозирует, что с
развитием товарооборота между странами Евразийского экономического союза, в
который входят Россия, Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия, нагрузка на
пост будет возрастать. Тем более, что, по его словам, все больше в товарооборот
интегрируется иранский рынок.
"Армения станет связующим звеном между
странами ЕАЭС и Ираном (страна ведет переговоры по вступлению в союз –
прим.ред.). Иранский рынок очень интересный и перспективный, поэтому в будущем
«Верхний Ларс» будет еще более востребован. И нужно развивать придорожную
инфраструктуру в населенных пунктах Нижний Ларс и Чми. Так что в потенциале хаб
будет крайне необходим. Это в разы повысит экономическую привлекательность
Военно-Грузинской дороги", - говорит Тананян.
Идея "свободного склада"
Власти Северной Осетии еще несколько лет
назад заявляли о намерении построить в Дарьяльском ущелье крупный транспортный
центр по принципу режима "свободный склад" и даже планировали
добиться особой экономической зоны, что способствовало бы введению льготных
тарифов по таможенным сборам. Однако в середине 2015 года в республике
сменилась руководство, и проект был заморожен.
"Это позволило бы разгружать товары,
сортировать, хранить, переадресовывать. В общем оптимизировать грузооборот.
Основную ставку предполагалось сделать на товарах из Турции и Армении", -
рассказывает бывший министр туризма, предпринимательства и инвестиционной
политики Северной Осетии Алан Диамбеков.
В конце 2015 года российско-турецкие
отношения испортились на продолжительное время после инцидента со сбитым
военным самолетом СУ-24. В правительстве Северной Осетии заявляли о
невозможности продолжать какие-либо связи с Турцией.
Однако в конце февраля 2020 года в республике
вновь заговорили о строительстве многофункционального логистического центра и
очертили землю площадью 25 га в районе станицы Змейская, что неподалеку от
границы с Кабардино-Балкарией. Было заявлено, что примерная стоимость проекта –
300 млн рублей. Однако идея пока остается на бумаге.