Спрос на грузоперевозки из Беларуси за I квартал 2023 г. вырос в 1,5
раза, по отдельным направлениям количество заявок на перевозки увеличилось
почти в 5 раз. Такую динамику показывают данные международной «Биржи
грузоперевозок ATI.SU».
Популярные
маршруты.
Если
говорить о маршрутах с наибольшей популярностью, то сильная динамика
наблюдается на турецком, грузинском, азербайджанском направлениях. Значительно
больше, по данным биржи, стали возить товаров в Узбекистан и Кыргызстан –
здесь спрос увеличился почти в 5 раз, в Армению – в 3,5 раза, в Казахстан – в
2,5 раза.
По
объемам грузоперевозок лидирует маршрут «Беларусь – Россия». За 3 месяца этого
года биржа зафиксировала 41 тыс. заявок по этому направлению. Рост составил 60%
(по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
Так, представительства биржи
открылись в Узбекистане, Кыргызстане, Армении, и все больше перевозчиков и грузоотправителей
пользуются ее возможностями для поиска партнеров.
Европейское направление.
Традиционное
падение заявок на перевозки отмечается по всем европейским направлениям:
Германия – минус 73%, Латвия – минус 78%, Польша – минус 85%, Литва –
минус 87%.
В связи с
постоянно растущим количеством ограничений на перевозки со странами Европы у
компаний возрастает потребность в поисках новых маршрутов. Это отмечают и сами
перевозчики. В недавнем опросе пользователей биржи 17% респондентов указали,
что из-за сложностей работы с ЕС намерены переключаться на другие маршруты.
Внутренние
перевозки и импорт.
Сегмент внутренних перевозок тоже
неплохо подрос – на 140%. В то время как ставки показали снижение на 3%.
По словам
Т. Солдатенко, и здесь стоит брать во внимание развитие платформы ATI.SU в
стране. В данном случае это не столько рост количества перевозок, сколько тот
фактор, что компании стали чаще пользоваться биржей для поиска партнеров. Тем
более что перевозчики и заказчики внутри страны могут найти друг друга
абсолютно бесплатно.
Если
говорить об импортных перевозках, то спрос на них в январе-марте, по сравнению
с тем же периодом прошлого года, вырос не сильно – на 11%. По направлениям
ситуация выглядит так: количество заявок на перевозки из России увеличилось на
11%, существенный рост наблюдается на перевозки из Казахстана (рост 292%).
Впечатляет и Китай – +173%. Причем и ставки тут тоже подросли.
Рост
ставок свидетельствует о том, что спрос на этих направлениях действительно
растет. Всплеск популярности китайского маршрута вполне закономерен – страна
снимает ковидные ограничения и снова открывается для перевозок, в т.ч. для
белорусских водителей. Популярность же Казахстана может объясняться тем, что
эта страна не попала под европейские санкции, а значит, может быть транзитной
при их обходе.
По
словам Т. Солдатенко, острая необходимость выстраивать новые схемы поставок
по-прежнему актуальна. И именно азиатские направления остаются самыми
перспективными для создания новых логистических цепочек. Об этом говорят и
растущий товарооборот, и цифры статистики, и стремительное развитие самой Биржи
ATI.SU в этих регионах.